Image

Дороги без дураков

Есть вещи, над которыми привычно подшучивать. Одна из них – дороги. Тут можно вспомнить и Гоголя, и Ильфа с Петровым. Потому что считается, что раз уж ничего не изменить, тогда нечего и переживать-мучиться. Спасёт, вроде как, только ирония... Но с этим мнением можно поспорить. По-настоящему спасает ответственный подход к делу. Такой, как, например, у компании «Центродорстрой»

От Москвы до самых до...

Бытует мнение, что дороги у нас тогда будут хорошими, когда их начнут строить иностранцы. Причём не из ближнего зарубежья. Тем удивительнее было узнать, что наших дорожников приглашают за рубеж, в частности, в Индию. Но российские дороги нам, согласитесь, всё-таки куда ближе, роднее и важнее, поэтому знакомство с ОАО «Центродорстрой», которое в прошлом году отметило 60–летний юбилей, начнём с отечественного «послужного списка».

Итак, с момента своего основания «Центродорстрой» ввел в эксплуатацию более 450 объектов, около 2500 километров автомобильных дорог высших технических категорий, в том числе федеральные трассы М–4 «Дон», М–2 «Крым», М–5 «Урал», МКАД и более 1500 км дорог 3–4-й категорий. На счету компании более 300 возведенных мостов и путепроводов, масштабные работы по строительству и реконструкции аэропортов Московского авиаузла – Шереметьево, Внуково, Домодедово, а также аэропортов в Калужской области, городах Иваново, Ейск и аэропорта Пулково в Санкт–Петербурге. Компания входит в число лидеров в области дорожного и аэродромного строительства в России.

В настоящее время «Центродорстрой», помимо масштабных работ по строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог в своём «домашнем» Московском регионе ведёт работы и на удалённых территориях нашей страны – речь идёт о реконструкции аэропорта Храброво в Калининграде. В составе работ - удлинение и усиление конструкции существующей взлетно-посадочной полосы с полным комплексом сопутствующих строительно-монтажных и проектных работ, включая строительство и реконструкцию перрона, рулежных дорожек, элементов водосточно-дренажной сети, очистных сооружений, переустройство всевозможных коммуникаций, установку светового, охранного и метеооборудования. В результате этой реконструкции протяженность взлетно-посадочной полосы увеличится на треть и составит 3350 метров. После реконструкции аэропорт станет по своим параметрам классом выше: здесь смогут взлетать и совершать посадку воздушные суда всех классов.

Познакомились, теперь можно и про Индию...

- Некоторое время назад мы завершили большой проект по строительству двух участков скоростной автодороги «Дели – Колката», 150 км скоростной четырехполосной автотрассы, - рассказывает генеральный директор ОАО «Центродорстрой» Петр Ольховский. - Эта автодорога входит в «Золотой четырехугольник» – сеть скоростных дорог, соединяющих наиболее значимые города этой страны. Индийский заказчик признал наш участок одним из лучших по качеству выполненных работ, и теперь наша компания готова рассматривать новые предложения, в том числе и от индийских партнеров. Если будут дельные проекты, мы готовы в них поучаствовать. Этот рынок нам теперь знаком, да и нас там уже знают, мы себя хорошо зарекомендовали. А в целом - хотелось бы побольше интересных и сложных задач, ведь у нас накоплен значительный опыт по строительству и реконструкции таких объектов, как скоростные автомагистрали и аэропорты, где приходится применять целый ряд уникальных и конструктивных технологических решений.

Дороги Московской области становятся всё лучше

Но вернёмся в наши края, в Россию, в её экономический и политический центр, где у компании «Центродорстрой» всё-таки и находится основной «фронт работ».
- В Московской области мы построили много объектов, - продолжает рассказ Петр Васильевич. – Одно из недавних наших достижений – строительство Московского Большого кольца на участке обхода города Дмитров. Благодаря введению этого объекта транспортная ситуация в Дмитровском районе области значительно улучшилась.

В 2011 мы выиграли конкурс на подготовку территории под строительство ЦКАД – этот объект федерального значения, как известно, на особом контроле Президента Российской Федерации. Работы, связанные с освобождением территории для строительства этой автодороги ведутся уже шесть лет: тут и вырубка леса, и переустройство коммуникаций, и перенос строений... Объем работы - огромный. Заказчиком является «Росавтодор», и вместе с ним мы столкнулись с рядом сложностей, в том числе с отводом земли. Но в следующем году все подготовительные работы на третьем пусковом участке - от Солнечногорска до Ногинска - протяженностью 106 километров мы завершаем.

Продолжаются работы ещё на одном крупном объекте – на 46-м километре Дмитровского шоссе, в месте его пересечения с Малым Московским кольцом. Место это водителям известное, участок напряжённый, и теперь, когда мы открыли давтомобильное движение по путепроводу и тем самым избавили многочисленных пользователей этой трассы от необходимости стоять на светофоре, они, что называется, «почувствовали разницу». Этот объект включает в себя эстакаду, железнодорожный путепровод, надземные пешеходные переходы и инженерные коммуникации. Окончательный ввод его в эксплуатацию намечен на следующий год, мы идем в графике, даже немного с опережением...

В августе 2017 года наша компания приступила к строительству путепровода на автомобильной дороге А-108 «Московское Большое кольцо» на 2-м километре участка, соединяющего Ярославского шоссе с Горьковским. Сейчас в этом месте действует железнодорожный переезд, и в ближайшие два года специалистам нашей компании предстоит это «бутылочное горло» ликвидировать. Это позволит, во-первых, существенно увеличить скорость проезда транспорта, а во-вторых, повысить безопасность дорожного движения.

В прошлом году в Московской области наша компания выполнила объем работ по капитальному ремонту сети автомобильных дорог на миллиард рублей. В 2017-м мы эту работу продолжили: объемы у нас - на 700 миллионов рублей. Причем активно работаем мы в этом сезоне фактически во всех районах Московской области.

Новая Москва – это «старое Подмосковье»...

...а потому небезынтересно, какие работы ведёт «Центродорстрой» на этой территории.
- Наша компания активно участвует в развитии дорожной сети на территории Новой Москвы, - рассказывает Петр Ольховский, - и один из участков этой сети – автомобильная дорога, соединяющая М–3, город Московский, деревни Сосенки и Ямонтово с автомобильной дорогой «Коммунарка – аэропорт Остафьево». Для развития Новой Москвы это очень важный объект, на который брошены наши лучшие силы. В составе общей дорожной сети он призван кардинально улучшить транспортную ситуацию и превратить эти места в настоящую Москву.

Заказчиком выступает Департамент развития новых территорий города Москвы. Он ставит перед нами задачу комплексного возведения объекта транспортной инфраструктуры. То есть наряду с реконструкцией существующего участка автомобильной дороги и строительством нового нам предстоит произвести ещё и озеленение прилегающей территории, то есть посадку деревьев и кустарников. Там, где дорога проходит вдоль жилых домов, будут установлены шумозащитные экраны.

Ещё одно направление этих комплексных работ - освещение трассы, которое также предусмотрено проектом: будут установлены световые мачты. Это позволит значительно повысить безопасность движения. Но главное, что после окончания реконструкции участок трассы от Калужского шоссе до деревни Ямонтово значительно разгрузится, и движение автотранспорта по нему будет оптимизировано.

Сроки - сжатые: работы мы начали в конце прошлого года, и в конце нынешнего года собираемся их завершить. Проект интересный и технически достаточно сложный. Мы применяем непростые инженерные решения, которые позволяют выполнить работу с максимальной эффективностью. Дело в том, что перед нами стоят ещё и задачи по переустройству многочисленных инженерных коммуникаций, таких как газ, связь, электрика, водовод. Есть график производства работ подрядными организациями, контролируется он жестко, но это позволяет нам двигаться вперёд в соответствии с запланированными сроками и даже опережать их.

В числе работ, выполняемых нашей компанией, - возведение моста через реку Сосенку. Мост на этом месте был еще в советские времена, но под фундаментом и опорами оказались плывуны. Вот с ними-то нам и приходится бороться, работать в сложных геологических условиях. Кроме того, в настоящее время мы монтируем оборудование для очистных сооружений, в которые будет сбрасываться дождевая вода, которая прежде попадала прямо в реку. После появления очистных сооружений вода в реке загрязняться уже не будет. Согласитесь, что в объявленный в России Год экологии это приобретает особую важность.

Техника и люди

В Московском регионе расположены четыре производственные базы «Центродорстроя», где установлены пять асфальтобетонных заводов «Тельтомат» и «Амманн» общей производительностью более 1000 т/ч и пять цементобетонных заводов «Штеттер» и «Компакторс» общей производительностью 430 м3/ч. Суммарные производственные и транспортные мощности позволяют отгружать и доставлять на объекты до 10 000 т асфальтобетонных и до 5000 кубометров цементобетонных смесей в сутки, а также осуществлять отгрузку и поставку цемента, песка и щебня всех видов.

Кстати, генеральный директор «Центродорстроя» считает цементобетон более надёжным в наших условиях покрытием.

- Я считаю, что надо больше строить бетонных дорог, - говорит он, - особенно на выездных магистралях из больших городов, где интенсивность движения зашкаливает. Раньше эта технология активно применялась у нас при строительстве скоростных трасс. Взять, например, М-3 «Украина». В ее возведении принимало участие и наше предприятие. Дорога была сдана в эксплуатацию еще в 1956 году. Почти шесть десятилетий она служила. И только теперь начаты работы по реконструкции этой «бетонки». Почему взлетно-посадочные полосы строятся в цементобетонном исполнении? - Потому что этот материал по всем своим параметрам прочнее, надежнее и долговечнее асфальта. Недавно я был в аэропорту Домодедово, где мы строили взлетно-посадочную полосу. Срок наших гарантийных обязательств на этом объекте недавно закончился. Ходил, смотрел: не увидел ни трещин, ни вмятин, ни выбоин. При этом надо учесть, что сегодня появились различные добавки, которые еще более повышают качества бетона. У нас три бетоноукладочных комплекса Gomaco. Мы сейчас на субподряде работаем на многих федеральных объектах, площадки и подъезды делаем из цементобетонного покрытия без армирования, и они выдерживают большую нагрузку. Конечно, строительство бетонных дорог обходится дороже, но это полностью окупается при эксплуатации, так как затраты на их содержание и ремонт - копеечные. Еще один эффективный метод – использование монолитных бетонных технологий с применением современной опалубки вместо сборных железобетонных конструкций при возведении путепроводов и мостов, исключающий многочисленные стыки. Мы также его успешно применяем в своей работе.

У «Центродорстроя» есть собственный лабораторный центр, который осуществляет контроль качества выполнения работ, проведение лабораторных испытаний и обучение персонала. В распоряжении компании серьезный парк дорожно-строительной техники, насчитывающий более 320 единиц, в том числе автосамосвалы, экскаваторы, бульдозеры, тяжелые автогрейдеры, погрузчики, бетоноукладочные комплексы Gomaco (США), асфальтоукладчики, катки, холодный ресайклер Wirtgen (Германия).

- Должен отметить, - говорит Петр Ольховский, - что у нас уже давно сложились хорошие отношения с ведущими производителями строительной техники. Так что периодически свою технику обновляем, приобретая машины и оборудование у проверенных, надежных партнеров, а часто – напрямую у производителей.

Ещё один из очень важных факторов успеха нашей компании – профессиональная команда, без которой было бы трудно добиться тех результатов, которые мы сегодня показываем. У нас работают более двух тысяч высококлассных специалистов, преданных своему делу. Конечно, сформировать работоспособную команду – задача непростая для любого руководителя. Набор кадров для подразделений я делегирую управленческому персоналу, в составе которого тоже специалисты грамотные: им виднее, кто должен быть на той или иной кадровой позиции. А главные мои требования к людям – компетентность, честность, ответственность и исполнительность. Я прекрасно понимаю и то, что без материального стимула добиться высокой результативности в работе было бы трудно. Поэтому помимо того, что в прошлом году мы вошли в число самых крупных налогоплательщиков в ЦАО, у нас и зарплаты рабочих сегодня высокие. Так что работать людям не только выгодно, но и престижно.

Актуальные проблемы отрасли

Как известно, гладко всё бывает только на бумаге... и - от себя хочется добавить - на дорогах, построенных «Центродорстроем». Поэтому захотелось узнать у генерального директора «Центродорстроя», с какими проблемами его компании приходится сталкиваться, и что необходимо предпринять для того, чтобы их преодолеть.

– При работе с заказчиками с серьезными проблемами мы не сталкиваемся. Да, они весьма требовательны и требования свои к подрядчику - и по срокам, и по качеству - формулируют порой жестко. Но такой подход - только на пользу общему делу. В структурах наших заказчиков работают профессионалы, с которыми мы говорим на одном языке, поэтому выстраивать деловые отношения с ними легко.

Что же касается проблем отрасли в целом...

Одна из главных заключается в том, что мы фактически потеряли наши проектные институты, об этом в один голос вам скажут все наши дорожники. Сегодня эти институты - слабые, они заметно отстают от жизни. Даже если посмотреть с обывательской точки зрения: у нас повсеместно: в квартирах, на дачах - вместо чугунных труб используются пластиковые, потому что они долговечнее и в эксплуатации проще. Полимерные материалы сейчас активно применяются в Москве на реконструкции коммуникаций. Что же касается регионов, то там по-прежнему используются преимущественно железобетонные конструкции: дренажные трубы, колодцы. А это, во-первых, дорого, а во-вторых, железобетон быстрее разрушается. Проектировщики же свои нормативные документы не поменяли, пользуются старыми, утвержденными еще Совмином.

Другая проблема - это недостаточное привлечение малого бизнеса в дорожное строительство. Есть, правда, положительный пример Госкомпании «Автодор», которая очень активно работает в этом направлении. Уверен, что малый бизнес в отрасль надо привлекать активнее, потому что большие компании не всегда эффективны. Светофорные объекты, дренажные системы, коллекторы, искусственное освещение, дорожную разметку и многие другие «сопутствующие» работы должны быть отданы малому бизнесу. Они могут эти задачи решать существенно дешевле и оперативнее.

Есть у нас в стране сложности с банковскими гарантиями, которые очень дорого нам обходятся. Мы даем свое поручительство, предоставляем банковскую гарантию под залог своего имущества, а контролировать финансирование проекта не можем, поэтому часто возникают сбои со своевременным выделением денег со стороны заказчика. Это ложится на нас тяжелым бременем. Сейчас многие объекты перенесены на год-два в связи с кризисной ситуацией, а банковские гарантии все равно приходится обслуживать, а значит, и нести убытки. Тут много можно говорить на эту тему. Хотелось бы, чтобы наши потери компенсировались.

Очень острая проблема – высокие цены на инертные материалы. Я об этом даже Президенту России говорил. Мы не можем договориться по цене с частниками-монополистами. Допустим, мы сейчас в Дмитровском районе работаем, там порядка пяти карьеров, материалы которых соответствуют требованиям технического задания, прописанного в контракте. Но владельцы карьеров договорились между собой и держат высокие цены. Я считаю, что, если проект разрабатывается, то в него должны закладываться рыночная цена с привязкой к данному региону, а не среднестатистическая. Надо также согласовывать проекты с муниципальными образованиями, чтобы они находили возможность и выделяли государственные участки земель для разработки карьера, а потом использовали эти котлованы для благоустройства территорий – устраивали на этом месте водоемы, создавали спортивные и парковые зоны вокруг них.
Почему-то это в нашей стране не работает.

И ещё об одной проблеме: в свое время специалистами ОАО «Центродорстрой» для реконструкции МКАД была разработана конструкция блоков ограждения типа «Нью-Джерси» с двумя рабочими плоскостями. Эта новинка доказала свою эффективность на практике. А у нас продолжают устанавливать металлические разделительные барьеры. Их неудобно обслуживать, между ними зимой забивается снег, который приходится вручную выгребать лопатой целой армии дорожных рабочих. Просчитывать, что эффективнее, надо в совокупности с расходами по содержанию.

Думаю, что надземные пешеходные переходы в черте города не нужны - они не эстетичны по архитектуре, неудобны для граждан, да и обслуживать их сложно. Нам удалось на двух наших объектах заменить их на подземные переходы.

И всё же вряд ли кто будет спорить с тем фактом, что состояние автомобильных дорог в Москве и Московской области за последние годы значительно улучшилось. Федеральные трассы - М-1, М-3, М-4 и другие - строятся уже по европейским стандартам. Дороги становятся более безопасными и комфортными для автомобилистов. А когда видишь, когда понимаешь, что твой труд идёт на пользу людям, то и трудности преодолевать легче. А значит – впереди ещё много километров первоклассных дорог, которыми все мы будем гордиться!

Image

Национальной системе квалификаций исполнилось 10 лет

Десять лет назад, 16 апреля 2014 года, был подписан Указ Президента Российской Федерации № 249 «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям». Этот документ считается точкой отсчета...

Image

На Форуме информационных технологий INFOSPACE обсудили трансформацию бизнеса в эпоху AI

2 апреля 2024 года в Центре событий РБК состоялся Форум информационных технологий INFOSPACE.

Image

На форуме «Открытые инновации» обсудили настоящее и будущее технологического развития России и мира

11 апреля в технопарке «Сколково» завершился Международный форум «Открытые инновации», который собрал более 4 тыс. участников....

Image

TransRussia | SkladTech 2024 посетило более 30 000 специалистов – новый рекорд выставки

28-я Международная выставка транспортно-логистических услуг, склад-ского оборудования и технологий TransRussia и 3-я экспозиция складского оборудования SkladTech прошли с новыми рекордными...

Image

Руководитель пресс-службы ЦС ТПП Ксения Сафронова признана лучшим специалистом по работе со СМИ в системе ТПП

10 апреля в пресс-центре Международной медиагруппы «Россия сегодня» в Москве состоялась торжественная церемония награждения победителей юбилейного XXX Всероссийского...

Image

Более 80 стран примут участие в KazanForum-2024

Участие в KazanForum, который пройдет в столице Татарстана с 14 по 19 мая, подтвердили представители более 80 стран, в том числе ОАЭ, Королевства Бахрейн, Малайзии, Турецкой Республики, Исламской Республики Ирана, Ливии, а также других,...

Image

EKF расширяет возможности умного дома

В бета-версии приложения умного дома EKF Connect Home появился навык для виртуального ассистента Алиса.

Image

Президенты Ассоциации женщин Африки и Международного форума БРИКС примут участие женском треке KazanForum 2024

Трек «Женский взгляд» на ХV Международном экономическом форуме «Россия – Исламский мир: KazanForum» соберет на своей площадке известных зарубежных спикеров из почти 80...

Image

Урок предпринимательства и увлекательный мастер-класс от Фабрики новогоднего настроения «КОЛОМЕЕВ»

Николай Коломеев – предприниматель, основатель фабрики новогоднего настроения «КОЛОМЕЕВ», поделился своими знаниями с учениками одного из предпринимательских классов г. Москвы....

Image

XV Форум деловых СМИ. Предприниматель как эксперт: выбор между традиционными СМИ и digital-форматами

Секцию «Предприниматель как эксперт: выбор между традиционными СМИ и digital-форматами» в рамках XV Всероссийского форума деловых СМИ 10 апреля провели Вадим Винокуров,...

Image

Форум «Открытые инновации» - 2024: визионерский взгляд на технологическое будущее человечества

Международный форум «Открытые инновации» пройдет 10-11 апреля в Технопарке «Сколково».

Image

АКРА ПОДТВЕРДИЛО КРЕДИТНЫЙ РЕЙТИНГ ООО «ЭЛЕКТРОРЕШЕНИЯ»

АКРА подтвердило кредитный рейтинг ООО «Электрорешения» на уровне BBB (RU), прогноз «стабильный».

Image

Челябинским предпринимателям рассказали о льготном инвестфинансировании

Инвесторы, реализующие проекты в Челябинской области, могут привлечь финансирование на льготных условиях в рамках конкурса «Регионы – устойчивое развитие». Об этом предпринимателям, занятым в реальном секторе...

Image

ЮУТПП стала участницей университетского «Бизнес-Вторника»

Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования Челябинского государственного университета провел очередную встречу в рамках проекта «Бизнес-Вторник». Приглашение от студентов получили представители Южно-Уральской...

Image

Экспертам Южно-Уральской ТПП вручены благодарности Федеральной палаты

Благодарственные письма сотрудникам на оперативном совещании вручил президент Южно-Уральской торгово-промышленной палаты Федор...

Image

В Балашихе пройдет масштабный форум по частному образованию

На нем обсудят совершенствование инструментов развития негосударственного образования в Подмосковье

Image

Южно-Уральская ТПП организовала обучение специалистов коммунального комплекса

Актуальные вопросы расчета и утверждения тарифов на 2025 год и изменения в тарифном законодательстве обсудили с руководителями и специалистами теплоснабжающих организаций Челябинской области. Мероприятие...

Image

Южноуральские и пермские предприниматели провели деловые переговоры

Бизнес-миссию в Челябинск организовали региональные торгово-промышленные палаты и городские администрации.

Актуальные комментарии