Image

Инвестиции в улучшение дорожной ситуации

Механизм государственно-частного партнёрства (ГЧП) в последние годы получил в нашей стране широкое применение и продолжает активно развиваться. ЖКХ, медицина, образование, транспорт – во всех социально значимых областях, которые непосредственно затрагивают каждого, и где, говоря напрямую, долгое время наблюдался определенный регресс, привлечение частных инвестиций призвано в корне переломить ситуацию. Наибольшее развитие механизм ГЧП получил в транспортной сфере, в первую очередь, при строительстве дорог и сложных инженерных объектов, таких как мосты или путепроводы. О том, что такое ГЧП в дорожной отрасли, и почему существует необходимость привлечения частного бизнеса к решению существующих транспортных проблем, Russian Business Guide рассказал исполнительный директор Группы компаний «Платная дорога» Вадим Коваленко.

– Вадим Владимирович, расскажите, пожалуйста, о главных направлениях деятельности Группы компаний «Платная дорога». Чем она занимается?

– Наша Группа создает современные объекты дорожной инфраструктуры в регионах и муниципалитетах с применением механизмов государственно-частного партнерства. Мы реализуем проекты на концессионной основе, осуществляя при этом весь комплекс необходимых работ – от выбора объекта, проведения изысканий и проектных мероприятий до организации строительства с последующей эксплуатацией построенных объектов.

Причем наши проекты реализуются без привлечения бюджетных средств – мы создаем новые объекты за свой счет, после завершения строительства передаем их публичному партнеру (государству) в собственность. При этом все бремя по содержанию и ремонту дороги или путепровода остается на концессионере, то есть инвесторе, до конца действия концессионного соглашения. И государство экономит не только на создании, но и на эксплуатации нового сооружения.

– А какова функция государственного партнера в этом взаимодействии?

– По сути, основная часть обязательств ложится на инвестора. А концедент, то есть государство, как правило, отвечает за выделение земельных участков для строительства объекта. В соглашениях
также могут быть прописаны гарантии, которые публичный партнер предоставляет инвестору на случай наступления рисков, если, например, фактический трафик через объект будет меньше спрогнозированного. Эти гарантии позволяют инвестору при возникновении неблагоприятных ситуаций, которые от него не зависят, вернуть вложенные средства.

– Чем обусловлен интерес государства и частного бизнеса к таким проектам? Насколько они востребованы?

– Если говорить конкретно, при помощи механизмов ГЧП и средств частного инвестора можно за несколько лет реализовать нужный городу или району проект, построить который у местной администрации нет возможности в силу необходимости распределять бюджет на перманентные социальные нужды.

Для публичного партнера привлечение инвестора в работу над проектом также означает и некий «добор» профессиональных управленческих и технологических решений.

Для инвестора такие проекты интересны возможностью выхода в сектор общественных услуг, на которые существует устойчивый спрос, с долгосрочными гарантиями от государства, а население получает возможность пользоваться новым дорожным объектом уже сейчас, не дожидаясь, пока у региона появятся средства на его создание.

– А как к ним относятся потенциальные пользователи?

– В структуру Группы компаний «Платная дорога» входит Центральный научно-исследовательский и проектный институт (ЦНИИПИ) «Платная дорога». Он, помимо проектной деятельности, занимается а на лизом текущей транспортной и социально-экономической ситуации в регионах России. Отмечу, что в абсолютном большинстве случаев ситуация непростая: растет количество автомобилей, повышается нагрузка на дорожную сеть, увеличивается интенсивность трафика.

В конце 2018 года наш Институт организовал исследования общественного мнения в Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, узнав отношение автомобилистов к состоянию дорожной инфраструктуры и созданию дорожных объектов за счет частных инвесторов. Оценивая текущее состояние автомобильных дорог, большинство респондентов ответили, что развитие дорожной сети не успевает низа потребностями автомобилистов, ни за ростом
автопарка.

Наиболее эффективное решение проблем дорожной сети 56% автолюбителей Подмосковья увидели в привлечении частных инвестиций в развитие дорожной инфраструктуры, за счет которых могут быть построены платные дороги, мосты и путепроводы в самых сложных местах. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области так ответили 44% и 40% респондентов соответственно.

Проведенный опрос также показал, что те, кто сталкивается с платными дорогами регулярно, например, жители Санкт-Петербурга, относятся к ним более лояльно, так как уже смогли оценить их удобство. Это подтверждает и тот факт, что с каждым годом растет количество водителей, имеющих транспондеры, то есть пользующихся платными дорогами регулярно.

– Какие проекты вы сейчас реализуете? Что они дают?

– Группа компаний «Платная дорога» в последние несколько лет активно развивалась и расширяла портфель проектов в Подмосковье. Помимо этого, мы прорабатываем проекты в Санкт-Петербурге, Тульской, Нижегородской областях и других субъектах.

На данный момент у нас заключено 6 концессионных соглашений на реализацию проектов в Подмосковье: 5 проектов по созданию путепроводов через железнодорожные пути и 1 проект по созданию участка автомобильной дороги с мостом через реку Нару в г. Наро-Фоминск.

Что касается создания путепроводов через железнодорожные пути, то это первоочередная задача транспортной отрасли по всей стране, ведь на существующих одноуровневых переездах не только
собираются пробки и замедляется движение поездов и электричек, но и происходят тяжелые аварии. При этом замечу, что перед закрытым шлагбаумом «стоят» не только рядовые автомобилисты, но и общественный транспорт, машины скорой помощи, полиции, МЧС и пожарных служб. В соответствии с законодательством проезд перечисленных социальных служб по нашим объектам будет бесплатным.

Кстати, в уже упомянутом опросе автомобилистов мы выясняли отношение водителей к этой проблеме. Больше половины респондентов считают, что переезды следует заменить современными двухуровневыми путепроводами – 78% в Московской области, 64% в Санкт-Петербурге и 52% в Ленинградской области. И большинство готово пользоваться платными объектами при разумной стоимости проезда.

Все проекты сейчас находятся на разных стадиях реализации, все они направлены на улучшение дорожной ситуации, повышение комфорта, скорости и безопасности проезда. В этом году по двум
проектам мы уже активно готовимся к строительству – это путепроводы в селе Саввинская Слобода и в поселке Акулово Одинцовского городского округа. По остальным проектам – это путепроводы в Ступинском, Шатурском и Сергиево-Посадском районах – разрабатывается проектная документация, и на строительную площадку мы планируем выйти в следующем году.

– Охотно ли представители государства идут на контакт? Есть ли сложности в работе с ними?

– Многие регионы уже имеют опыт в реализации проектов ГЧП, в их структурах организованы специальные органы по сотрудничеству с инвесторами, разработаны списки проектов, которые планируется реализовать с помощью такого партнерства. С этими регионами, конечно, работать легче – здесь не только есть высокопрофессиональные специалисты, но и четкое понимание у руководства необходимости привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры региона. Позитивный пример взаимодействия в сфере ГЧП – как раз Московская область.

– Как появляются ваши проекты?
– Предварительным отбором и подготовкой проектов занимается входящий в нашу Группу ЦНИИПИ «Платная дорога». Чаще всего мы приходим в регионы с частной концессионной инициативой, принося уже проработанный проект, интересный и инвестору, и региону. Еще один возможный вариант – представители администраций сами выходят на нас, предлагают направления, по которым можно было бы поработать вместе. Но и в том и в другом случае проекты затрагивают места с самой тяжелой дорожной ситуацией, чтобы объекты создавались именно там, где они нужны.

– Много ли у вас конкурентов?

– Участников этого рынка немного, и хотя он активно развивается, пока «локтями» никто друг друга не толкает. Крупными федеральными проектами, такими как скоростные автомагистрали между городами, занимается государственная компания «Автодор», мы с ними не конкурируем, так как реализуем проекты на региональном уровне. Кстати, с «Автодором» в прошлом году мы подписали меморандум о сотрудничестве в сфере интероперабельности. Эта система позволяет использовать транспондеры, выпущенные одним оператором, на платных дорогах, эксплуатируемых другими операторами. Не нужно будет с собой возить несколько транспондеров, если планируешь проехать по разным платным дорогам – достаточно одного устройства.

Image

Храм нуждается в помощи для строительства подъемника для инвалидов колясочников и маломобильных граждан

Силами инвесторов по адресу г Москва, улица Красноярская 22/1 было возведено здание храма и семейного центра...

Image

В Москве с успехом прошла выставка «ИНТЕРТКАНЬ-2025.Весна»: боле 1750 брендов, 12 стран, 150 экспертов отрасли

12–14 марта в Москве, в «Тимирязев Центре», прошла 17-я Международная выставка тканей и текстильных материалов «ИНТЕРТКАНЬ-2025.Весна», организованная в рамках единого...

Image

RBG.ПРЕМИЯ «ЛЮДИ ГОДА-2025»

В 2025 году уже в седьмой раз подряд международный журнал RBG при поддержке ТПП РФ проведёт церемонию награждения лауреатов премии «Russian Business Guide. ЛЮДИ ГОДА». В этом году торжественная церемония пройдёт 26 марта в Конгресс-центре Торгово-промышленной...

Image

Компания ООО «Электрорешения» (бренд EKF) опубликовала финансовую отчетность по РСБУ за 2024 год

Компания ООО «Электрорешения», представитель бренда EKF в России, объявляет результаты финансовой отчетности по РСБУ за 2024 г. Выручка в 2024 году выросла относительно прошлого года...

Image

EKF Impulse: Новое имя в зарядке электротранспорта

EKF Impulse: Новое имя в зарядке электротранспорта

Image

Выставка «ИНТЕРТКАНЬ-2025.Весна» завершилась. До новых встреч!

17-я Международная выставка тканей и текстильных материалов «ИНТЕРТКАНЬ-2025.Весна», организованная в рамках единого отраслевого форума с выставкой домашнего текстиля и интерьерных решений «TEXTILE&HOME-2025.Весна»,...

Image

На заседании Совета Кузбасской ТПП обсуждались ключевые вопросы развития регионального бизнеса в текущем году

11 марта прошло заседание Совета Кузбасской ТПП, на обсуждение которого были вынесены актуальные вопросы развития регионального сектора предпринимательства в текущем...

Image

На природе, но в центре событий: недвижимость у воды от московского девелопера FORMA

На природе, но в центре событий: недвижимость у воды от московского девелопера FORMA Быть ближе к природе – мечта многих жителей мегаполисов. В Москве её сложнее осуществить, чем в других крупных...

Image

Международные соревнования по кёкусинкан – КУБОК НАЦИЙ! Открытие!

9 марта, в Москве, во Дворце Ирины Винер в Лужниках состоялось торжественное открытие Международных соревнований по кёкусинкан – КУБОК...

Image

II международный форум и VI театрализованный конкурс «ЖЕНЩИНА – ДОСТОЯНИЕ НАЦИИ 2024-2025»

31 января 2025 года в Культурном центре Главного управления по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД РФ состоялся II Международный Форум и VI театрализованный конкурс «Женщина -...

Image

Вопросы формирования имиджа компаний обсудили на заседании Комитета Кузбасской ТПП по семейному предпринимательству

5 марта в Кузбасской ТПП состоялось заседание Комитета по семейному предпринимательству на тему «Современные инструменты формирования имиджа компании». В...

Image

На совещании федерального комитета ТПП Сергей Третьяков озвучил инициативу об учреждении института медицинского омбудсмена

5 марта в ТПП РФ прошло в онлайн-формате совещание председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности...

Image

Сергей Катырин встретился с президентом Федерации торгово-промышленных палат Мьянмы

Президент ТПП РФ Сергей Катырин приветствовал активизацию контактов между политическим руководством и деловым сообществом России и Мьянмы 4 марта во время встречи с делегацией во главе с президентом...

Image

Russia Halal Expo 2025: крупнейшая выставка экономического и научно-технологического сотрудничества пройдет в Казани

С 14 по 16 мая в Международном выставочном центре «Казань Экспо» состоится Russia Halal Expo 2025 – крупнейшая в России международная выставка инвестиционных и...

Image

Деловая программа включает лекции, экспертные сессии, мастер-классы и паблик-токи.

Даты с 12 по 14 марта 2025 года станут знаковыми для отрасли текстильной и легкой промышленности, ведь именно в эти числа в «Тимирязев Центре» пройдут выставки «ИНТЕРТКАНЬ-2025.Весна» и...

Image

Международная выставка по сварке, резке и родственным технологиям «Сварка/Welding – 2025»: инновации, технологии и будущее сварочной отрасли

С 9 по 11 апреля 2025 года в конгрессно-выставочном центре «Экспофорум» в Санкт-Петербурге состоится 22-я Международная выставка по...

Image

Международная выставка-конгресс «Защита от коррозии – 2025»: ключевое событие в области противокоррозионной защиты

С 9 по 11 апреля 2025 года в конгрессно-выставочном центре «Экспофорум» (Санкт-Петербург) пройдет Международная выставка-конгресс «Защита от коррозии – 2025»....

Image

Российский международный энергетический форум – 2025: ключевое событие в сфере ТЭК пройдет в Экспофоруме в Санкт-Петербурге

С 9 по 11 апреля Санкт-Петербург станет центром обсуждения актуальных вопросов топливно-энергетического комплекса. На площадке конгрессно-выставочного...

Актуальные комментарии
  • Image

    ESG: устойчивое развитие в ОЭЗ «Алга»

    В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).

  • Image

    Реализация ESG-повестки в наукограде: ОЭЗ «Дубна» делится опытом

    Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.

  • Image

    ОЭЗ «Технополис Москва» — лидер ESG-рейтинга и инициатор проектов корпоративной ответственности

    Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.

  • Image

    Корпорация развития Нижегородской области придерживается ESG-принципов во всех направлениях своей деятельности.

    Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.

  • Image

    НОВАТЭК морозит водород

    Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале

  • Image

    Минэк подготовил стандарт отчетности об устойчивом развитии для бизнеса

    Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.

  • Image

    У России есть все возможности для эффективного развития "зеленой" повестки

    Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.

  • Image

    Малый бизнес сможет официально снижать свой углеродный след

    Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.