Image

Код независимости: как и почему надо продвигать российские программы

Один из крупнейших интернет-ритейлеров России «Ситилинк» зафиксировал солидный рост спроса на отечественные программы — со второго по третий квартал текущего года продажи увеличились на 20-25%.

Повышенный интерес к ПО российских производителей проявляют как розничные клиенты, так и корпоративные. Впрочем, и продавцы, и производители отмечают — до бума пока далеко, и в продвижении программных продуктов до массового потребителя пока немало вопросов…

Пробовали ли вы прокатиться на велосипеде на одном колесе? Один из самых спокойных и безопасных видов транспорта тут же становится малоуправляемым, а о заезде на относительно долгую дистанцию можно забыть. Ситуация с ПО во много схожа: разрабатывать качественные программы мы уже умеем (как хорошие примеры можно привести «МойОфис» и Softline), а вот с продвижением российских программных продуктов до конечного потребителя, особенно в сегменте B2C пока большие вопросы.

Качественный маркетинг, работа с профильными аудиториями — едва ли не самое узкое место на долгой дистанции от разработчика ПО до потребителя. Какие причины чаще других называют в самих софтверных компаниях? Это не только недостаток средств, но и недооценка значения маркетинга и продвижения для успеха продукта, отсутствие культуры потребления российского софта.

В идеальной модели расходы на разработку качественного ПО и его масштабное продвижение составляют 50 на 50. О каких расходах речь? На международном рынке индивидуальная разработка усредненного продукта стоит от 5 до 15 млн руб. (в отдельных случаях сумма может быть и на порядок выше, когда речь идет о сложном высокотехнологичном продукте с применением ML, AI технологий), еще от 20 до 40% и более от общей сметы (то есть от 1 млн руб. и до 30 млн руб. в год) надо заложить на доработку и развитие продукта, и это постоянная статья для многих компаний. Маркетинговый бюджет привязан к задачам по рынку. Если планы амбициозные, уже на этапе запуска маркетинговые затраты могут составлять 50% от общей сметы (до 6 млн руб. в месяц), а потом упасть до 20%-30% (но вряд ли затраты по этой статье составят менее 20 млн руб. в год для растущей амбициозной компании). Для стартапов на маркетинг могут закладывать 10%-30% бюджета. Если удается привлечь крупные фонды, маркетинговый бюджет составляет порядка 2,5-5 млн руб. в год, минимально компании закладывают бюджет 1-1,5 млн руб. в год.

Но дело не всегда в деньгах. Зачастую у инициаторов/разработчиков ПО нет аппетита к продвижению продуктов. И не всегда находится бизнес-ангел, готовый взять этот функционал на себя (нужны не только средства, но и готовность выдержать несколько раундов переговоров о распределении долей в бизнесе). В результате у многих софтверных компаний статья расходов на маркетинг нередко оказывается на положении нелюбимой дочери или падчерицы и финансируется по остаточному принципу. Бывает, что и денег на продвижение не жалели, но основной фокус делали на продвижении на западных рынках, с западными же агентствами-партнерами на подряде. Какова теперь судьба этих подрядов?


Один из крупнейших интернет-ритейлеров России «Ситилинк» зафиксировал солидный рост спроса на отечественные программы — со второго по третий квартал текущего года продажи увеличились на 20-25%. Повышенный интерес к ПО российских производителей проявляют как розничные клиенты, так и корпоративные. Впрочем, и продавцы, и производители отмечают — до бума пока далеко, и в продвижении программных продуктов до массового потребителя пока немало вопросов…

Пробовали ли вы прокатиться на велосипеде на одном колесе? Один из самых спокойных и безопасных видов транспорта тут же становится малоуправляемым, а о заезде на относительно долгую дистанцию можно забыть. Ситуация с ПО во много схожа: разрабатывать качественные программы мы уже умеем (как хорошие примеры можно привести «МойОфис» и Softline), а вот с продвижением российских программных продуктов до конечного потребителя, особенно в сегменте B2C пока большие вопросы.

Качественный маркетинг, работа с профильными аудиториями — едва ли не самое узкое место на долгой дистанции от разработчика ПО до потребителя. Какие причины чаще других называют в самих софтверных компаниях? Это не только недостаток средств, но и недооценка значения маркетинга и продвижения для успеха продукта, отсутствие культуры потребления российского софта.

В идеальной модели расходы на разработку качественного ПО и его масштабное продвижение составляют 50 на 50. О каких расходах речь? На международном рынке индивидуальная разработка усредненного продукта стоит от 5 до 15 млн руб. (в отдельных случаях сумма может быть и на порядок выше, когда речь идет о сложном высокотехнологичном продукте с применением ML, AI технологий), еще от 20 до 40% и более от общей сметы (то есть от 1 млн руб. и до 30 млн руб. в год) надо заложить на доработку и развитие продукта, и это постоянная статья для многих компаний. Маркетинговый бюджет привязан к задачам по рынку. Если планы амбициозные, уже на этапе запуска маркетинговые затраты могут составлять 50% от общей сметы (до 6 млн руб. в месяц), а потом упасть до 20%-30% (но вряд ли затраты по этой статье составят менее 20 млн руб. в год для растущей амбициозной компании). Для стартапов на маркетинг могут закладывать 10%-30% бюджета. Если удается привлечь крупные фонды, маркетинговый бюджет составляет порядка 2,5-5 млн руб. в год, минимально компании закладывают бюджет 1-1,5 млн руб. в год.

Но дело не всегда в деньгах. Зачастую у инициаторов/разработчиков ПО нет аппетита к продвижению продуктов. И не всегда находится бизнес-ангел, готовый взять этот функционал на себя (нужны не только средства, но и готовность выдержать несколько раундов переговоров о распределении долей в бизнесе). В результате у многих софтверных компаний статья расходов на маркетинг нередко оказывается на положении нелюбимой дочери или падчерицы и финансируется по остаточному принципу. Бывает, что и денег на продвижение не жалели, но основной фокус делали на продвижении на западных рынках, с западными же агентствами-партнерами на подряде. Какова теперь судьба этих подрядов?

ЖК «Династия» от 450 000 ₽/м².
Бизнес-класс. Хорошевское шоссе. Для каждого клиента есть индивидуальные условия.
Реклама

sz-dinasty.ru
В результате российским разработчикам приходится адаптировать свои решения к меняющейся ИТ-инфраструктуре заказчика, а зачастую — достраивать ее. Это вызов, но и серьезная возможность для роста крупных вендоров.

Использовать российские программы, по опросам ВЦИОМа, готовы почти половина наших граждан (49%), а знает об отечественных сервисах только каждый десятый (9%). Важное отличие программных продуктов — отсутствие разрыва по качеству: около 50% россиян довольны качеством российского софта, 60% используют его на протяжении нескольких лет. Таким постоянством могут похвастать немногие сферы. За последние несколько лет российские компании стали почти в 40 раз чаще покупать программное обеспечение для своих сотрудников. Но эйфории от таких высоких цифр быть не должно — конечно, это эффект низкой базы.

Перейти с иностранного ПО на отечественное, если вырастет качество программ, выбор и знание продуктов — готовы порядка 70% россиян. Как дать им такую возможность? Один из рабочих примеров — инициатива, которую реализует правительство через инфраструктуру РФРИТ: это и продвижение российского ПО, и возможность поддержать рекламные площадки, интернет-агентства и СМИ. К настоящему моменту аккредитованы 8 рекламных площадок (Яндекс, ВКонтакте, myTarget, Иви.ру, Cnews, ComNews, TAdviser.ru, Ведомости), а также 19 рекламных агентств по интернет-маркетингу. Уверен, возможности для роста числа платформ не исчерпаны. Инструментарий также довольно широкий — от контекстной и таргетированной рекламы в digital, SMM, до медийной рекламы в мобильных приложениях и т.д. Общее число уведомлений о намерении участвовать в программе уже превысило 300. Полагаю, заявок будет еще больше — подать их уже можно через Госуслуги.

К значимым результатам сложно будет прийти и без изменения базового подхода к разработке продукта, особенно, когда речь идет о B2C ПО. Многочисленные истории успеха (да и провалов тоже) западных стартапов показывают насколько важно интегрировать маркетинг в бизнес-план еще до написания первой строчки кода. Безусловно, это может приводить значимым перекосам, как в случае с аферой американского медицинского стартапа Теранос. В то же время, именно фокус на клиенте — часто очень слабый элемент разработок.

Львиную долю пути (и необходимых на продвижение расходов) навстречу потребителю бизнес должен проделать сам. Тем более, что никто не питает иллюзий: условия поддержки на продвижение российского ПО на российском рынке не вечны. И, если не проявить расторопности и деловой хватки сегодня, может так произойти, что место западных конкурентов займут и восточные соседи, и партнеры по Евразэс.

Источник: (Ссылка)

Image

РСХБ проанализировал рынок хмелеводства и потребления пива

10-17 августа 2024 года в Чебоксарах при поддержке Россельхозбанка проходит Всероссийский фестиваль «Зеленое Золото России». Как отмечают аналитики РСХБ, за год валовый сбор хмеля в целом по России вырос на 35%, при чем большую...

Image

РСХБ: за 2024 год российские пчеловоды соберут 64 тыс. тонн мёда

Сегодня «правильные» пчелы делают не только «правильный» мед, но и являются ключевым звеном для экосистемы. Взаимодействие пчеловодов с овощеводами на рынке контрактного опыления может принести первым дополнительно до 20%...

Image

РСХБ зафиксировал рост спроса на памятные монеты

В 2024 году РСХБ зафиксировал рост интереса россиян к памятным монетам. С начала года было продано монет на 39 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Самыми популярными стали серебряные монеты Банка России серии «Спорт» и...

Image

В Подмосковье стартовала «Школа Фермера»

31 июля начался прием заявок в образовательный проект Россельхозбанка «Школа фермера» по следующим направлениям: «Плодово-ягодное растениеводство», «Переработка продукции животноводства»....

Image

Сыровары и где они обитают: РСХБ определил портрет и географию фермеров-сыроделов

4 августа при поддержке Россельхозбанка и Минсельхоза РФ на Истринской сыроварне Олега Сироты состоялся Сырный чемпионат России, в котором приняли участие сыровары со всей России. В преддверии...

Image

РСХБ: варенье и джемы возглавляют спрос на фермерские сладости

Россияне все чаще выбирают фермерские сладости из натуральных и полезных ингредиентов. Как выяснили аналитики Россельхозбанка на основе данных маркетплейса Своё Родное, за январь - июнь 2024 года количество заказов...

Image

Лидеры продаж на Своём Родном зарабатывают более трех миллионов рублей в год

По данным маркетплейса фермерских продуктов Своё Родное, 60% фермеров, подключившихся к цифровой платформе, увеличивают общую выручку хозяйства, а продажи наиболее активных предпринимателей на...

Image

Сельская ипотека: РСХБ выдал более 48 млрд рублей с начала года, а с момента действия программы – 275 млрд рублей

Более 9 тысяч семей смогли улучшить свои жилищные условия в первом полугодии 2024 года, воспользовавшись льготной программой сельской ипотеки. Об этом рассказали...

Image

РСХБ открывает прием заявок на получение именной стипендии

В 2024-2025 году Россельхозбанк вновь открывает конкурс на получение именной стипендии. Программа рассчитана на студентов IT и других технических специальностей, обучающихся в ведущих вузах страны. Прием заявок будет...

Image

В РСХБ в 3 раза выросло количество транзакций по QR-кодам

Самым популярным способом безналичной оплаты среди клиентов РСХБ по-прежнему остается банковская карта, однако QR-платежи продолжают набирать популярность среди плательщиков. За апрель-июнь 2024 года количество транзакций по...

Image

РСХБ: каждый пятый фермер обучается туризму

Россельхозбанк подводит итоги обучения 9-го потока Школы Фермера. Более 1000 человек прошли обучение в рамках весенне-летнего потока, каждый 5-й слушатель выбрал направление обучения в сфере сельского туризма или...

Image

РСХБ реструктуризирует кредитные обязательства клиентов, работающих в зоне действия режима контртеррористической операции, на сумму 3,2 млрд рублей

РСХБ получил обращения на реструктуризацию кредитов от 42 клиентов-юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,...

Image

РСХБ получил более 600 обращений на отсрочку по кредитам от жителей Курской, Брянской и Белгородской областей

РСХБ получил 619 обращение на общую сумму 272 млн рублей на пролонгацию кредитов от жителей пострадавших населенных пунктов на территории Курской, Брянской и...

Image

Спецкурс «Столярное дело» от Центра «Мой бизнес» Московской области ждет слушателей

Серия уникальных мастер-классов для самозанятых, которые хотят расширить ассортимент своей продукции и повысить навыки в столярном деле пройдет 30 и 31 августа по адресу г. Москва, 1-й Красносельский...

Image

Искусство фотографии для самозанятых

Искусство фотографии для самозанятых

Image

Полезные знания с опорой на практику

Самозанятые Московской области приняли участие в спецкурсе «Обучу онлайн», организованном Центром «Мой бизнес» Московской области в рамках реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство», который инициировал Президент...

Image

ООО «Электрорешения» объявляет о планах трансформации в акционерное общество и привлечения частных инвесторов

Компания ООО «Электрорешения», представляющая бренд EKF на территории России, реорганизуется в акционерное общество (АО) с дальнейшими планами выхода на биржу в...

Актуальные комментарии