Шить – как жить
История предпринимательницы, основательницы и руководительницы «Швейной мастерской № 1» Евгении Кривошеевой – о том, как детское увлечение, хобби может стать делом жизни.
История предпринимательницы, основательницы и руководительницы «Швейной мастерской № 1» Евгении Кривошеевой – о том, как детское увлечение, хобби может стать делом жизни.
А ещё это история о том, как то, чем ты занимаешься с интересом и любовью, может радовать огромное количество людей, а кому-то из них ещё и давать работу.
– Евгения, любое швейное изделие начинается с первого стежка. История вашего предприятия тоже наверняка с первого стежка началась? Когда вы впервые взяли в руки нитку с иголкой?..
– Можно так сказать, что шью я всю свою сознательную жизнь, с самого раннего детства. Во многом, наверное, потому, что мама моя тоже шила: 80-е годы были «временем дефицита», а одевать меня мама любила нарядно. И многие платья, которые я носила в детстве, были её произведениями. Это мамино увлечение передалось и мне. Я тоже стала шить одёжку: сначала – куклам, а в старших классах – уже подругам. Но воспринимала я это исключительно как хобби и никогда не думала, что оно когда-то станет главной идеей моего бизнеса, делом жизни. После школы, когда пришло время получать высшее образование, я выбрала специальность, никак не связанную с портновским искусством. Сегодня у меня несколько высших образований – и всё «не про это»: экономика, маркетинг...
Но шить я продолжала. Ещё когда была студенткой, мне начали приходить заказы на пошив: сначала от подружек, которым я шила бесплатно, потом и от подружек моих подружек – уже за плату. Таким образом, я потихонечку начала своё хобби монетизировать, а впоследствии открыла ателье по пошиву одежды.
В какой-то момент, в 2005 году, мне пришёл заказ по интерьерному текстилю, и эта тема меня очень увлекла. Заказ показался достаточно сложным, объёмным, а я, наверное, немножко авантюристка: всё новое и неизведанное меня очень привлекает. Вот и в тот раз мне захотелось попробовать разобраться в необычной для себя специализации. Всё получилось удачно, и понемногу интерьерным текстилем я стала заниматься больше и больше. Со временем ателье по пошиву одежды я и вовсе закрыла и начала развивать именно это направление. Развиваю и продвигаю его я и сейчас.
– Какие, на ваш взгляд, качества нужны руководителю для успеха в таком бизнесе? Достаточно ли при решении вопросов управления производством знания швейной технологии?
– Для управления производством знать швейные технологии совсем не обязательно, для этого есть технолог. По моему мнению, руководитель производства должен быть, прежде всего, предпринимателем в душе и человеком, способным принимать решения и идти на определённые риски, и готов быть ответственным за это. В первую очередь – лидером, внушающим доверие. Он должен быть уверенным в себе и в других, потому что предприниматель – это не тот, кто всё делает своими руками. Предприниматель – тот, кто может правильно организовать других, выстроить работу с ними так, чтобы они выполняли его задумки. И совершенно, по сути, неважно, швейное это производство или какое-то иное.
– Не раз приходилось слышать мнение, что в мастерских, подобных вашей, существует своего рода «системная проблема»: что «швейное производство – это 24-часовой форс-мажор», то есть в процессе постоянно возникают какие-то проблемы, их просто невозможно предугадать. Согласны ли вы с этим?
– Такое мнение действительно бытует: говорят, что если это именно индивидуальный пошив, то в таком производстве нет и не может быть никакой системы. Потому что каждый заказ индивидуален, его невозможно просчитать, предугадать: разные ткани, разные подходы и т. д. Но я с этим в корне не согласна!
В нашей мастерской, несмотря на то, что мы шьём порядка 20-25 тыс. абсолютно индивидуальных изделий в год, система существует. Мы создали её несколько лет назад. Это планирование заказов. Мы эту систему автоматизировали, разработали программу на базе нескольких, уже существовавших программ, включая «1С», преобразовали её под своё швейное производство и сейчас эффективно применяем. Эта программа просчитывает индивидуальные заказы и практически не ошибается в расчётах, в том числе и времени, нужном на выполнение того или иного заказа. Потому что, насколько бы индивидуальными ни были заказы, они состоят из типовых узлов. Если каждое изделие рассматривать как цепочку типовых узлов, всё можно спланировать, систематизировать, просчитать.
– И ещё одно широко распространённое мнение: много швейных цехов открывается по той причине, что те, кто собирается начать свой небольшой бизнес, но не хочет, «как все», открывать салон красоты, выбирают именно эту отрасль, считая, что она – один из наименее затратных видов производства с точки зрения его открытия. Согласны ли вы с такой позицией?
– Абсолютно не согласна! Швейное производство достаточно затратное. Впрочем, без затрат не получится открыть, наверное, любое производство. Помимо желания предпринимателя, необходимы ещё и расходы на аренду или покупку помещения, на приобретение оборудования, разработку и покупку технологий, разработку самого продукта – всё это подразумевает затраты. Что же касается конкретного оборудования, то, во-первых, сегодня оно достаточно дорогое, а во-вторых – его в сложившихся обстоятельствах не так уж и много на рынке.
И мне кажется, что сфера услуг гораздо проще для открытия, нежели производство. Но надо признать, что швейных производств сейчас действительно открывается довольно много. Только не потому, что сфера эта малозатратна, а потому что в ней – в сфере индивидуального пошива – очень мало крупных игроков, буквально единицы. В основном все швейные производства – от трёх до семи человек, компактные. Я бы даже сказала, это не производства, а скорее ателье. И чаще всего их открывают бывшие швеи, декораторы, дизайнеры, которые поработали какое-то время по найму и решили, что уже и сами готовы стать предпринимателями, выйти в самостоятельное плавание. Но, к сожалению, большинство из них так и остаётся на уровне ремесленничества: в таких мастерских не существует системы, в большинстве случаев не используется управленческая отчётность, а иногда даже и элементарный бухгалтерский учёт...
– На отсутствие хороших специалистов сегодня жалуются едва ли не в каждой производственной отрасли. Швейная не исключение. Как при необходимости вы решаете вопрос поиска или замены персонала?
– Да, действительно, на хороших специалистов дефицит, наверное, во всех отраслях. Но в «швейке» их просто очень мало. Основная причина в том, что, к сожалению, ещё в конце 90-х годов специализированные училища начали закрываться, и сегодня осталось очень мало колледжей, обучающих портных и швей. Эти профессии в какой-то период потеряли свою значимость, престижность. В итоге пустующую нишу заняли мигранты, а у них немножко другое отношение к качеству, вообще к этой специальности...
Специалистов сегодня действительно мало, но мы продолжаем их искать. Мы постоянно, вне зависимости от того, нужны ли нам срочно кадры, размещаем рекламу, объявления о поиске сотрудников, проводим собеседования с теми, кто на эти объявления откликается. И как только я вижу, что пришёл действительно специалист, я всегда найду для него место у себя на производстве. Потому что хорошие специалисты на дороге не валяются...
– Евгения, какой вы видите свою компанию лет через пять?
– В сегодняшней нестабильной ситуации очень тяжело планировать на столь длительный срок. Но если говорить о моих мечтах, то, конечно, через пять лет мне хотелось бы видеть стабильную компанию, работающую на рынке России. Потому что мы сегодня развитая компания с тремя швейными производствами и готовы нарастить активы до пяти производств, охватив страну от Калининграда до Дальнего Востока. Мы уже сейчас отлично работаем с такими регионами, как Санкт-Петербург и Ленинградская область, юг России, Крым. Безусловно, было бы неплохо выйти на международный рынок.
Я являюсь отраслевым спикером одной из ведущих международных выставок Heimtextil, проходящей во Франкфурте, и в этом году успешно провела ряд мероприятий в этом качестве.
Конечно, хотелось бы стабильности и улучшения качества во всех сферах жизни и отраслях промышленности страны. И мы готовы работать для этого!
30 октября пленарным заседанием открылась очная программа XI Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России». Ключевой темой дискуссии стала роль Национальной системы квалификации (НСК) в решении проблем...
29 октября на заседании Законодательного собрания Кузбасса принят закон, вносящий изменения в областной закон «О развитии малого и среднего предпринимательства» в...
28 октября в Кузбасской ТПП состоялось заседание Комитета по развитию креативных индустрий на тему «Развитие индустрии отдыха и развлечений как точки роста креативной экономики...
29 октября в Кузбасской ТПП в рамках деятельности Комитета по развитию медиакоммуникаций состоялся семинар-форум, посвящённый новым медиа и их влиянию на коммуникацию бизнеса с...
Уважаемая Ирина Вячеславовна ! Наша команда от всей души поздравляет...
24 октября в Подкомитете по инвестициям Кузбасской ТПП состоялась закрытая встреча на тему: «Краудлендинг: альтернатива банкам для быстрого роста бизнеса и пассивного дохода...
23 октября в Кузбасской торгово-промышленной палате состоялось заседание Комитета по безопасности предпринимательской деятельности, посвящённое внедрению электронного документооборота (ЭДО) в бизнес....
23 октября состоялся очный визит экспертов, привлеченных Кузбасской ТПП, в Колледж промышленных, информационных технологий и права Кемеровского госуниверситета в рамках проведения...
22 октября в Кузбасской ТПП состоялся круглый стол на тему: «Экологический сбор: требования законодательства, расчёт, уплаты и механизмы оптимизации для...
Знакомьтесь, Анастасия Новикова – победитель Программы Наставничества, которую уже не первый год проводит Центр «Мой бизнес» Московской области, зажигая в Подмосковье все новые и новые яркие звезды в сфере предпринимательства....
В Петербурге, в пресс-центре издания «Аргументы и факты», состоялся брифинг, посвящённый первой «Евразийской премии «Ассамблеи автомобилистов». Основная тема конференции масштабная – «От репутации брендов к устойчивому...
Москва, 20 октября 2025 г. – 16 октября, в Московской торгово-промышленной палате (МТПП) с большим успехом прошла III...
Генеральный директор компании «Электрорешения», представителя бренда EKF в России, Дмитрий Кучеров выступил на Happy Boss Forum, где принял участие в панельной дискуссии...
Международный Муниципальный Форум БРИКС соберет около 5000 участников из более чем 50 стран для выработки решений в сфере устойчивого...
Ирина Островская пришла на Программу наставничества Центра «Мой бизнес» Московской области с желанием расширить продажи своих уникальных готовых комплектов растений. Суть проекта в том, чтобы предлагать начинающим садоводам и дачникам, не очень...
30 сентября 2025 года FCongress провел V юбилейный FWD. Woman Summit — саммит о женщинах в бизнесе и не только.
Напомним, с 2025 года изменились правила использования материнского капитала: теперь его можно также использовать на приобретение жилого дома (или его части), в том числе...
16 октября в Арт Холле «Музосфера» в Москве прошла торжественная церемония награждения победителей и призеров Программы наставничества потока 2025...
В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).
Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.
Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.
Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.
Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале
Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.
Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.
Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.