Илья Фарафонов – сарапульчанин, открывший пиццерию в одном из популярных городов планеты
В январе 2023 года в Дубае появилась первая пиццерия международной сети «Додо Пицца».
В январе 2023 года в Дубае появилась первая пиццерия международной сети «Додо Пицца».
Возглавил её уроженец Сарапула Илья Фарафонов, десять лет назад открывший «Додо» в родном городе. Если бы предпринимателя спросили тогда, кем он видит себя через 10 лет, Илья вряд ли представил бы себя топ-менеджером известного бренда. Однако упорный многолетний труд привёл его именно в эту точку. Как житель провинциального городка добился успеха и какие трудности ему пришлось преодолеть?
– Год назад список стран присутствия известной российской сети пиццерий не без вашей помощи пополнился ОАЭ. Илья, расскажите, как это было?
– В марте 2022 года наша команда прилетела в Дубай «прозондировать почву»: понять специфику ведения бизнеса, изучить продукт, узнать детали и особенности – от размера налоговых ставок до ситуации с наймом сотрудников – и, конечно, для того, чтобы собрать команду. Спустя несколько месяцев изучения рынка и поиска помещения мы в итоге купили действующую пиццерию, отремонтировали её и открыли двери для гостей. По местным меркам справились довольно быстро.
Мы открылись на Марине – это современный туристический район с высокой плотностью населения. Для нашего бренда это место выгодно потому, что здесь проживает много русскоговорящих людей – тех, кому хорошо известна «Додо Пицца». Кроме того, здесь очень компактная зона доставки, что также является большим плюсом для первой пиццерии.
– В ОАЭ уникальная бизнес-среда со своей спецификой. Как это отразилось на ведении дубайского бизнеса?
– Естественно, открытие не обошлось без трудностей: начиная от несложной, но долгой бумажной работы, заканчивая серьёзной конкуренцией.
Первое, с чем пришлось столкнуться, – «дружелюбная» бюрократия. Открытие бизнеса сопровождается получением множества различных бумаг, разрешений и согласований. К примеру, для аренды недвижимости необходимо открыть счёт. Не вдаваясь в подробности, скажу, что решение этой задачи заняло у нас больше месяца. Для сравнения: в России счёт открывается всего за пару дней. Другой пример: для того чтобы нанять сотрудников, требуется квота. Её оформление тоже занимает месяц. И так во многом! В итоге темпы открытия бизнеса здесь значительно медленнее, чем, допустим, в России, и с этим нужно смириться.
Более того, в Эмиратах многое в бизнесе строится на личном общении, которое отнимает немало времени: приехать, пожать руку, рассказать о себе и о том, чем ты занимаешься, познакомиться с бизнесом поставщика и только потом сформировать, скажем, заказ ингредиентов. Почти бессмысленно договариваться с незнакомыми поставщиками по телефону: рискуешь не получить половины своего заказа или получить не то, что заказывал. Пока не выстроишь диалог «с глазу на глаз», бизнес, скорее всего, не пойдёт.
Ещё один серьёзный вызов – высокая конкуренция. В Дубае представлены абсолютно все ключевые западные бренды пиццы. Помимо большой «тройки» – Pizza Hut, Papa John’s и Domino’s, – здесь открыты или открываются другие: например, Debonairs Pizza (примерно 500 пиццерий в Африке) и Maestro Pizza из Саудовской Аравии (они запускают новые точки чуть ли каждый месяц). У многих из перечисленных сетей – десятки и сотни пиццерий в Дубае. Благодаря такой конкуренции мы сразу поняли, что «лёгкой прогулки» здесь не будет и что придётся серьёзно вкладываться в маркетинг и открывать пиццерии быстро и много (а это само по себе тоже является маркетингом).
– Возникли ли у вас, как у предпринимателя, какие-нибудь сложности в Дубае?
– Думаю, самое сложное ещё до запуска – решить, какую модель открывать на новом рынке и как на него выходить. В индустрии ни для кого не секрет, что успех в пицца-бизнесе завязан на покрытии: необходимо быть «видимым», заметным в городе. Без серьёзного покрытия сложно сделать одну точку по-настоящему успешной.
В то же время у тебя, как правило, очень мало информации о специфике бизнеса на новом рынке, чтобы сразу планировать запуск большой сети. В предпринимательстве множество неизвестных ведёт ко множеству ошибок. Сложно изучить рынок только по отчётам, и многое становится понятно только на практике: когда откроешь первую точку, начнёшь делать маркетинг, получать реальные отзывы клиентов и сможешь увидеть свои собственные отчёты о прибыли и убытках. Только после этого можно понять: предлагать клиенту римскую или не римскую пиццу; какое целевое время доставки взять – 15, 30 или 40 минут; продавать продукт за ту же цену, что у конкурентов, или дешевле; какой у тебя реальный «юнит-кост» (себестоимость ингредиентов) и т.д.
Вернемся к вопросу, который непременно возникает у каждого предпринимателя, который выходит на новый рынок: что лучше – открыть одну точку, чтобы изучить рынок и всё указанное выше, научиться на своих ошибках, которые неизбежно будут, или сразу выходить на рынок большой сетью, чтобы быть заметным?
Мы решили двигаться по первому сценарию с одним заведением, «прощупать почву» и дальше уже действовать проактивно. Наверное, принять решение в пользу первой модели в отсутствие полной картины происходящего было самым сложным.
– Однако, вопреки всем сложностям развития стартапа, ваша пиццерия успешно запустилась на местном рынке. Не последнюю роль, думаю, в этом играет командная работа. Расскажите, как обстоят дела с коллективом: сколько человек числится в штате и как выстроено взаимодействие между сотрудниками?
– Сейчас у нас уже большая команда, так как мы начали активное развитие. На этапе запуска непосредственно в Дубае находилось всего пять человек: руководитель отдела маркетинга, руководитель R&D, сотрудник, ответственный за поиск помещения (он же занимался закупками и управленческой отчётностью), управляющий пиццерией и я. При этом из России и других стран нас поддерживала и поддерживает огромная команда, куда входят, например, IT-департамент, маркетологи, дизайн-команда и даже команда клиентской поддержки. Перемещаться из одной страны в другую нет необходимости: часть сотрудников работает здесь, часть – удалённо.
– Давайте поговорим про доставку. «Додо Пицца» – известный в России бренд, который уже давно использует только собственную доставку. Почему на новом рынке вы используете услуги местных агрегаторов?
– Наша сеть популярна в России, но за рубежом, в частности в Дубае, на очень конкурентном и насыщенном рынке в городе-миллионнике название «Додо Пицца» мало о чём говорит людям. Поэтому с одной открытой пиццерией с точки зрения продвижения логично сотрудничать с местными сервисами: они пользуются большой популярностью у местных жителей и дают немало заказов на старте. Через них можно заказать и еду, и такси, и уборку, и даже лекарства. Соответственно, все точки общественного питания представлены в агрегаторах.
Мы в «Додо» не стали исключением и начали работу с четырьмя ключевыми игроками, однако в долгосрочной перспективе планируем отказаться от сотрудничества с ними. Первым шагом станет переключение в режим маркетплейса, а затем и полное отключение. Причины простые: во-первых, невозможно контролировать скорость и качество доставки, а во-вторых – размер комиссии слишком высокий.
– Следующий вопрос – о продвижении бренда в Дубае. Как планируете развивать «Додо Пиццу» в ближайшие несколько лет?
– Надеюсь, что к концу 2025 года мы откроем 30 пиццерий. Как я уже сказал, на массовом рынке доставки пиццы не бывает такого, что ты открыл одну-две точки и стал успешным – особенно на конкурентном рынке. В нашем сегменте необходимо строить большую заметную сеть, потому что она даёт знание бренда и эффект масштаба в работе с контрагентами: начиная от поставщиков ингредиентов и заканчивая строителями.
Поэтому мы действуем активно. Уже подписали договор аренды и строим вторую собственную пиццерию. А наши партнёры-франчайзи, с которыми мы будем развиваться в Дубае, подписали контракты на ещё два помещения. Есть все шансы, что к концу следующего года «Додо» уже будет иметь локальную сеть из 10 пиццерий.
– Какой совет вы дали бы предпринимателям, которые хотят открыть заведение в Дубае?
– Набраться терпения! Не думайте, что всё будет быстро, и морально готовьтесь к тому, что на старте придётся сильно погружаться в детали и тратить много энергии на то, чтобы всё запустилось.
Здесь всё работает немного по-другому, чем в России. Одним из главных, по моему опыту, вызовов будет поиск помещения. В стране дефицит коммерческих площадей, что уж говорить о хороших и заметных помещениях. Чем раньше начнёте искать, чем больше времени и ресурсов на это потратите, тем быстрее запуститесь. После запуска тоже не стоит ждать «лёгкой прогулки». Объединённые Арабские Эмираты – очень конкурентный, хоть и активно развивающийся рынок.
Подготовил Михаил Московец
Реклама. Рекламодатель Фарафонов И.И. erid:LatgBio1s
С 23 января по 9 февраля 2025 года в московском Гостином дворе пройдет юбилейная V Художественно-промышленная Выставка-форум «Уникальная Россия». Грандиозное событие объединит сотни талантливых художников,...
26-27 ноября прошел X Всероссийский форум «Национальная система квалификаций России», посвященный актуальным вызовам рынка труда. В мероприятии приняли участие лидеры рынка, эксперты,...
Компания СИТЕК, российский интегратор и разработчик системы управления складом 1С:WMS, успешно завершила проект по автоматизации складов общей площадью 2 000 м² для компании ТОО "ТД INTANT" в г....
Уважаемый Владимир Михайлович! Коллектив издательско-коммуникационной группы «БИЗНЕС-ДИАЛОГ МЕДИА» поздравляет Вас с 70-летним...
18 декабря 2024 года в онлайн-формате прошло заседание Ассоциации «Российско-Турецкий диалог», на котором руководители профильных комитетов подвели итоги работы, отметили основные тренды в...
Торгово-промышленная палата Российской Федерации и Союз журналистов России приглашают журналистов, редакции и редакционные коллективы средств массовой информации...
В мире, где перемены происходят с неимоверной скоростью, каждое новое решение, каждая передовая технология — это не просто шаг вперед, а возможность для бизнеса не только выжить, но и процветать в...
11 декабря состоялось 86-е заседание Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. Участники рассмотрели вопросы реализации Стратегии развития Национальной системы квалификаций (НСК), использования...
12 декабря состоялось торжественное награждение лауреатов и призеров VIII Конкурса для журналистов, СМИ и авторов социальных медиа «Национальная система...
На прошедшей выставке «TEXTILE&HOME-2024.Осень» посетители смогли увидеть уникальное по своей структуре пространство – Тренд-зону, созданную для раскрытия трендов и проведения мероприятий деловой программы....
С такими словами обратился к участникам Форума «Мой Бизнес. Открывая новые горизонты» депутат Госдумы, певец, автор-исполнитель, поэт, актёр и музыкальный продюсер Денис...
Форум пройдет 14 декабря в Москве по адресу: Гоголевский бульвар, 8, Арт Холл Музосфера. Начало – в 12.00. К участию приглашаются самозанятые и предприниматели Московской...
В Правительстве Калужской области состоялся семинар «Медиация как эффективный механизм урегулирования предпринимательских споров». В нем участвовали представители ТПП...
Данный проект организован центром «Мой бизнес» Московской области в рамках реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство», который инициировал Президент России и проходил с 25 ноября по 5 декабря 2024 года....
30 января в Москве состоится семинар-интенсив «Эффективное участие в выставках», который будет организован дирекцией выставки совместно с агентством выставочного консалтинга «ЭкспоЭффект». Проведет...
12 декабря в 11:00 (мск) Национальное агентство развития квалификаций проведет пресс-конференцию, посвященную итогам 2024 года. Также на мероприятии состоится награждение победителей и призеров VIII Конкурса для журналистов, СМИ и авторов социальных медиа...
11 декабря 2024 года в 10.00 в Конгресс-центре ТПП РФ (ул. Ильинка, д. 6, стр. 1) состоится пленарное заседание VII Международного форума «Малоэтажная Россия — 2024» по теме «Развитие индивидуального жилищного строительства в рамках...
22-24 января 2025 года, в Москве, в МВЦ «Крокус Экспо», при активном участии профильных департаментов Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и ведущих отраслевых...
Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.
Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.
Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.
Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале
Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.
Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.
Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.
Портфель ответственного финансирования Сбера оценили в 3,1 млрд рублей