Image

Парки развлечений станут одним из драйверов внутреннего туризма в регионах

Парки развлечений станут одним из драйверов внутреннего туризма, уверены в Минэкономразвития. Перспективные объекты попадают под программу льготного кредитования нацпроекта "Туризм и гостеприимство". При этом сами участники рынка отмечают подъем отрасли.

В этом году по программе льготного кредитования поддержано 10 проектов аквапарков, 9 - горнолыжных комплексов и 3 проекта круглогодичных парков развлечений. "Это всегда был развивающийся сектор экономики, поскольку мы довольно сильно отстали от западных форматов парков развлечений", - считает вице-президент Российской ассоциации парков и производителей аттракционов Игорь Родионов. По его словам, сейчас индустрия растет.

Если Disneyland открылся в США еще в 1955 году, то приближенный к нему "Сочи Парк" был запущен только в 2014 году. Рынок еще не заполнен, но развитие внутреннего туризма привело в сектор новых игроков. "Это крупные девелоперы, финансовые группы, которые стали инвестировать в развитие парков развлечений", - пояснил Родионов.

Во всем мире тематические парки являются центром притяжения, куда едут целенаправленно, чтобы провести день или даже несколько дней, говорит партнер NF Group Станислав Бибик. В России этот рынок далек от насыщения, на нем практически отсутствуют высококачественные объекты с продуманными концепциями, сопоставимыми с мировыми тематическими парками (Disneyland, Universal Studios Hollywood, Ferrari World Abu Dhabi и др.). Зачастую парки аттракционов дополняют торговые кластеры, торговые центры, аутлеты, гостиницы, ресторанные комплексы и, конечно, жилье.

Новые парки развлечений будут открываться в уже сформированных туристических кластерах - Москве, Санкт-Петербурге, Сочи
Парки развлечения были всегда очень сложными в части объема инвестиций и возврата, говорит Ольга Гусева, генеральный директор KEY CAPITAL. Даже десять лет назад расчет финансовых моделей показывал минимум 15-летнюю окупаемость. "В то время внутренний туризм был на самом низком уровне и, конечно, отрицательно влиял на окупаемость. И вот, казалось бы, сейчас самое время, когда внутренний туризм стал активным и можно инвестировать в такие проекты, но проблемы остались", - говорит она. Если брать открытые парки аттракционов, то проблема в сезонности: даже в южных регионах цикл работы не круглогодичный, а значит, владелец должен либо содержать весь персонал на протяжении минимум полгода за счет доходов с сезона, либо же каждый сезон собирать персонал. При этом кадровый дефицит в туризме только растет, а часть вакансий требует определенных навыков и экспертизы. Если делать закрытые парки, то объем инвестиций еще больше и необходимо очень качественно продумать дополнительные функции, которые помогут вовлечь максимум посетителей и собирать доход не только с билетов. Без поддержки сроки окупаемости инвестиций выходят за 15 лет.

Есть и нюанс - собственно аттракционы. Большинство парков, чтобы сократить затраты на закупку оборудования, покупали бывшие в употреблении аттракционы, что требовало больше внимания к их эксплуатации и экспертизе инженерного состава парка, говорит Гусева. "Сейчас есть ограничения по покупке европейского оборудования, и даже "серый" импорт не позволяет потом быть уверенным в его содержании, а это оборудование повышенной опасности, команда обслуживания должна быть обучена и должна уметь обеспечить оперативную замену деталей, - отмечает эксперт. - И то и другое - крайне затруднительно, что негативно влияет на окупаемость проекта. Сейчас инвесторы активно смотрят на азиатский рынок оборудования, что может положительно отразиться на этой отрасли". Пока стабильных партнеров в Азии нет, зато есть много вопросов по сертификации оборудования, обучению персонала, контролю работы и запчастям. Бывают проекты, в которых могут появляться по несколько аттракционов, но полноценных парков аттракционов в России пока два: в Сочи и в Москве, и оба проекта имеют очень длинный срок окупаемости.

Более перспективны водные парки аттракционов, добавляет Гусева, и в последнее время к ним большое внимание. У них схожие проблемы, но они, как правило, реализуются в закрытом контуре, хотя было несколько проектов, где планировалось создать открытый водный парк. "Если рассматривать комплекс вместе с термами и другими зонами отдыха, то такой формат более успешный и устойчивый, но при этом надо понимать, что на парк аттракционов как точку притяжения будет приходить не более 40% посетителей. Водный парк имеет больше эффективности в возврате инвестиций, если осуществляется как комплексный проект, с другими зонами отдыха, с вовлечением федеральной поддержки и новыми партнерствами с азиатскими производителями", - отмечает Гусева.

Если считать парком развлечений любую площадку, на которой даже временно размещают аттракционы, то оценить их общее количество довольно сложно, это может быть несколько тысяч Только в столице, по открытым данным московского правительства, их около 50, говорит замдиректора департамента стратегического консалтинга RRG Иван Подкова, и это число растет.

Мировой объем рынка парков развлечений оценивался в 2023 году в 51 млрд долл. с ежегодным темпом роста в 6,2%. Данные по количеству проданных билетов в российские парки не публичные, но посещаемость парков культуры и отдыха, где они зачастую располагаются, растет: в Московской области, к примеру, она увеличилась в 2023 году на 30%. Причины роста посещаемости парков аттракционов одинаковы для мирового рынка и для российского - это рост турпотока.

В 2023 году правительством было запущено льготное кредитование строительства парков развлечений, говорит Иван Подкова. При этом посещаемость таких парков должна быть не менее 1 млн человек в год. Скорее всего, новые парки будут открываться в уже сформированных туристических местах (Москва, Санкт-Петербург, Сочи и пр.). Чем выше турпоток, тем больше вероятность открытия нового парка или модернизация существующего.

Парки развлечений могут работать в разных форматах, их можно подразделить на городские, региональные и туристические, считает операционный директор "Сочи Парка" Геннадий Григоренко. Туристические могут работать при потоке туристов от 6 млн в год. В региональных парках должно быть 3-6 млн посетителей, но лишь половина из них может быть туристами, другая половина - местные жители. Городские парки могут быть в любом городе, где живет от 800 тыс. человек и есть хотя бы 400 тыс. туристов. "Далее - вопрос знаний, умений и экономики. Есть много сфер, которые дают большую и более гарантированную прибыль и более привлекательны для инвесторов", - отмечает он.

Всего в мире насчитывается более 500 парков, говорит Григоренко. Есть очень хорошие городские парки в Северной Европе. Есть много небольших парков с хорошими моделями в Финляндии, аналоги которых подошли бы к климату наших северных регионов. Причем они открытые и работают не круглый год, а около пяти месяцев в году. Тематические парки развлечений могут стать точками роста новых туристических кластеров.

Оценить объем рынка можно на примере парка в Сочи, считает Иван Подкова: курорт посещают 5,3 млн человек в год, то есть нужен один профессиональный парк развлечений на 5 млн туристов. В России есть несколько направлений с турпотоком таких масштабов: Москва и Подмосковье (12 млн туристов в год), Санкт-Петербург и Ленинградская область (9 млн), Краснодарский край, включая Кавказ и Сочи (17 млн). По остальным направлениям турпоток не превышает 2-3 млн человек. Соответственно, потенциал российского рынка - около 7 крупных парков развлечений, говорит эксперт. Рентабельность парков находится на уровне от 5 до 12%.

Источник: (Ссылка)

Image

Полезные знания с опорой на практику

Самозанятые Московской области приняли участие в спецкурсе «Обучу онлайн», организованном Центром «Мой бизнес» Московской области в рамках реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство», который инициировал Президент...

Image

ООО «Электрорешения» объявляет о планах трансформации в акционерное общество и привлечения частных инвесторов

Компания ООО «Электрорешения», представляющая бренд EKF на территории России, реорганизуется в акционерное общество (АО) с дальнейшими планами выхода на биржу в...

Image

Красноярские предприниматели посетили Харбин

16 августа участники бизнес-миссии красноярских предпринимателей в Китай посетили город Харбин. Делегацию возглавляет директор Центра делового сотрудничества Центрально-Сибирской ТПП Виктор...

Image

Школа кондитера для самозанятых

Двухдневный спецкурс предназначен для самозанятых, занимающихся выпечкой на заказ, а также тех, кто хочет расширить свой кондитерский...

Image

Издательско-коммуникационная группа «БИЗНЕС-ДИАЛОГ МЕДИА представляет авторский медиа-коммуникационный проект «ПРАВОЕ ДЕЛО со Светланой Ерховой»

Проект посвящен вопросам взаимодействия бизнеса и власти, защите прав и свобод граждан, освещает социально значимые вопросы...

Image

Делегация красноярских предпринимателей посетила особую экономическую зону города Цзыбо (КНР)

Продолжается бизнес-миссия красноярских предпринимателей во главе с директором Центра делового сотрудничества ЦС ТПП Виктором Каном в Китайскую Народную Республику, организованная...

Image

«Содействие женскому предпринимательству» проводит I ЕЖЕГОДНЫЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «НЕЖНЫЙ FEST — 2024»

16 августа 2024 года в 12.00 в г.о. Бронницы Московской области НКО Союз «Содействие женскому предпринимательству» проводит I ЕЖЕГОДНЫЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ...

Image

EKF расширяет возможности приложения EKF Connect Home

Приложение стало доступно пользователям смартфонов, в которых нет сервисов Google.

Image

12 августа отмечается Международный день Каспийского моря

Женский взгляд на развитие российско-азербайджанских отношений и сотрудничество озвучила президент Российско-Азербайджанского Делового Совета Женщин Гульнара Дениз...

Image

Кто есть кто: немного о посетителях АГРОСАЛОН

Обычно представляется, что выставка — это эксклюзивный показ и профессиональные события.

Image

Выставки «ИНТЕРТКАНЬ» и TEXTILE&HOME пройдут с 10 по 12 сентября в четырех павильонах «Экспоцентра»

Выставка «ИНТЕРТКАНЬ-2024.Осень» состоится в свои традиционные сроки, 10–12 сентября 2024 года, на площадке ЦВК «Экспоцентр» на Красной Пресне....

Image

Лучшие проекты в сфере туризма выберут в рамках премии «Путеводная звезда» в Москве

1 августа, Москва. Стартовал прием заявок на 25-ю юбилейную премию Правительства Москвы для представителей туристической отрасли «Путеводная звезда». Об этом сообщил Мэр Москвы Сергей...

Image

Спецкурс «Обучу онлайн» ждет слушателей

13 и 14 августа по адресу: Москва, ул. Бауманская 7, стр. 1 пройдут бесплатные мастер-классы спецкурса «Обучу онлайн», организованного Центром «Мой бизнес» Московской области в рамках реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство», который...

Image

12 и 16 августа состоится экскурсия Анны Барановой на НПП «Деловой Союз» в г. Серпухов

Участники экскурсии увидят реальный пример эффективной системы в бизнесе и получат новый бизнес-опыт.

Image

Самозанятых приглашают на спецкурс «Искусство фотографии»

Уникальные мастер-классы пройдут 8, 15 и 16 августа в Москве по адресу: ул. Бауманская 7, стр.1. Они будут интересны предпринимателям, желающим самостоятельно научиться делать фотографии своих товаров для социальных...

Image

Лучший отдых – отдых в движении: в Москве прошли фестиваль «Вкус лета» и Премия «Здоровое питание»

20-21 июля в «Три вокзала. Депо» прошел фестиваль «Вкус лета» – событие, которое объединило разные поколения и погрузило всех в атмосферу здорового и активного образа жизни....

Image

К 2030 году в России будет создано 50 университетских стартап-студий

Об этом рассказала заместитель руководителя проектного офиса Платформы университетского технологического предпринимательства Фонда инфраструктурных и образовательных программ Ирина Маркова в ходе конференции...

Актуальные комментарии