Алла Аргунова, «Школа путь к успеху»: «Если франчайзи хотят, чтобы их образовательный проект процветал, то надо покупать не «вывеску с именем», а систему»
Мир стремительно меняется.
Мир стремительно меняется.
И вместе с ним меняются подходы к современному образованию. Во главу угла ставятся качество образования, развитие социальных навыков и предпринимательских компетенций у детей. Мы беседуем с главой образовательного холдинга «Путь к успеху», мамой четверых детей Аллой Аргуновой. На базе российских и мировых практик ею были разработаны уникальные методики, в основе которых лежит персонализированный подход к обучению с применением когнитивных технологий. «Путь к успеху» – уникальная школа, которая позволяет каждому ребёнку раскрыть свой потенциал в любой профессиональной области, её ученики точно знают свои цели и способы их достижения. Технологии обучения «Путь к успеху» уже не раз становились объектами научных исследований ведущих институтов страны, в частности Московского педагогического государственного университета (МПГУ). Преподаванию по авторским методикам школы обучаются педагоги из других образовательных учреждений, что говорит об их эффективности и важности в современной педагогике. И сегодня проект «Путь к успеху» готов масштабироваться и открывать прогрессивные школы по всей стране, используя модель франчайзинга. О том, как и чему учат в «Школе Путь к успеху», и о перспективах развития франчайзинговой сети – в интервью нашему изданию.
НЕ ХАОС, А СИСТЕМА
– Алла Владимировна, до 2016 года, когда открылась «Школа Путь к успеху», вы накопили богатый опыт в бизнес-среде. Как же появилась идея развития проектов в сфере образования?
– Действительно, к моменту создания первой школы у меня уже был успешный опыт построения бизнеса: мы с мужем являемся основателями федеральной мебельной сети «Белфан», также нами была создана и успешно развивалась бизнес-школа Practicum Group.
И нельзя сказать, чтобы эти проекты были чужды образованию. На базе мебельной сети нами был открыт корпоративный университет для обучения руководителей и сотрудников. Practicum Group специализировалась на консалтинге и бизнес-образовании взрослых.
У меня самой всегда была страсть к познаванию нового. Я много училась и продолжаю учиться в различных университетах, в том числе международных, занимаясь саморазвитием.
Когда ты учишься, то параллельно наблюдаешь за тем, как происходит процесс обучения, какие здесь действуют правила, какие законы работают в образовательном процессе, выявляешь закономерности, анализируешь, что приносит результат.
И я мама четверых детей. Когда дома я общалась со своими детьми, в том числе, конечно, интересовалась их школьными делами, ведь, как родители, мы все так или иначе погружены в процесс учёбы вместе с ребёнком, то я поняла, что в школах есть «урокодательство», но нет педагогики. Нет системы, и процессы обучения происходят достаточно хаотично – каждый учитель действует сам по себе, нет выстроенной системы коммуникации. А образование – это прежде всего коммуникация, даже если учитель сильный предметник, но нет позитивной коммуникации, то пользы ребёнку такое обучение не принесёт.
Также в школах отсутствует управление мотивацией, дети не мотивированы к получению знаний, к раскрытию своего потенциала, а мотивация – основополагающий элемент в педагогике.
Конечно, есть и очень талантливые, увлечённые своим делом педагоги, но отсутствие правильной системы коммуникации и мотивации детей, незнание основ педагогики дают не слишком утешительные результаты. В частности, поэтому у нас в стране так развит и рынок репетиторства, а люди зачастую забирают своих детей из школ, переводя их на семейное обучение.
И если сейчас ситуация в школьном образовании уже меняется в лучшую сторону, то восемь лет назад картина была, прямо скажем, довольно печальной. Наблюдая за своими детьми, я понимала, что могу в этой сфере что-то изменить в лучшую сторону. А когда я понимаю, что могу что-то сделать, принести пользу, то иду и делаю.
– Какая идея была положена в основу концепции «Школы Путь к успеху»?
– По сути, главным было понимать, что именно ты хочешь сделать. Школа – это не отдельный остров в некоем вакууме, она интегрирована в систему нашей жизни, в экосистему, которая нас окружает. Она находится как внутри бизнес-сообщества, для которого важными являются инновации управления изменениями, так и внутри государства, которому важен рост экономики; школа существует внутри всего мирового сообщества, где сегодня происходят стремительные изменения. Прежде всего, школа – это организация, и на неё распространяются все законы организации. И для правильного построения процесса надо было чётко осознавать, что будет являться продуктом, тем результатом, который мы создаём, с помощью каких технологий мы планируем добиваться этого результата, и понять, как мы будем управлять всеми процессами.
Если школа не определилась с тем, кто её ученик, каким он должен выйти из школы, а просто учит математике, английскому, русскому языку, то у неё нет продукта, нет результата.
Хочу подчеркнуть, что у нас практически идеальный федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), в котором написано и про то, какой именно продукт должна создавать школа, какие навыки развивать и т. д. Но методик и технологий, которые позволяют добиться результата, в школах не было.
И главная задача, которая перед нами стояла, – преобразовать хаос, создать школу, в основе которой системный подход к выявлению и развитию талантов детей; внедрить эффективные способы освоения академических знаний и развития soft skills (гибких навыков). На старте мы решили, что соберём тех, кто в нас поверит, пусть это будет всего 30 детей, объединим все основные элементы – педагогики, коммуникации и мотивации – и начнём выстраивать систему.
– Какие технологии составляют основу этой системы?
– В настоящее время очень много открытий сделано в когнитивной науке, она не стоит на месте и постоянно развивается. И если мы знаем, как у нас происходит процесс мышления, какой путь проходит человеческая мысль, чтобы прийти к пониманию того или иного вопроса, это и есть настоящая педагогика. Учитель, знающий принципы мыслительного процесса, будучи мастером в своём предмете, будет не только сам хорошо его знать, но сможет и любого ребёнка привести к пониманию. А для любого педагога услышать от ученика: «Ура, я понял» – это настоящая, искренняя радость.
Оказалось, что системы познания существуют и описаны как в трудах российских инноваторов образования, таких как Георгий Щедровицкий, Аркадий Жохов, так и в зарубежной литературе: например, в таксономии Бенджамина Блума.
Мы тщательно изучили все технологии обучения, которые существуют в мире и в России, собрали их в систему и построили школу, которая способна выпускать успешных и уверенных в себе людей. В основе подхода – персонализированное обучение на базе научных когнитивных технологий с ментальными методами и развитием гибких навыков. Персонализированное обучение – инновационная технология, позволяющая ребёнку двигаться к пониманию чего-либо со своим темпом и на своём уровне, не пропуская ни одного шага. Всё основано на научном подходе. И без ложной скромности могу сказать, что системным нейрообразованием, применением достижений когнитивной науки, занимается не более 1% школ в стране.
Все наши школы аккредитованы Департаментом образования, мы работаем в рамках ФГОС, и, конечно, центральное место уделяется получению академических знаний. Однако подход к их усвоению – уникальный: персонализированное обучение на основе технологии понимания и составления ментальных карт.
Но мы уделяем внимание не только знанию предметов. Несмотря на важность академического образования, согласно исследованиям, успех человека зависит на 25% от hard skills (академических) и на 75% от soft skills (гибких навыков). Поэтому развитие гибких навыков у детей – также один из приоритетов «Школы Путь к успеху».
– Развитию каких гибких навыков вы уделяете внимание?
– Один из важнейших компонентов в системе гибких навыков в наших школах – развитие предпринимательской способности у детей. Согласно экономической науке эту способность определяют следующие компоненты: создание инноваций, оптимальное использование ресурсов, умение брать на себя ответственность и идти на риск, а также способность принимать правильные решения. Какой же родитель не хочет, чтобы его ребёнок обладал такими навыками? У нас в обществе до сих пор бытует неправильное понимание термина «предпринимательская способность»; порой родители говорят: «Мы хотим, чтобы наш сын был художником», но любой художник должен создавать, использовать свой ресурс для творчества, брать ответственность, принимать решения и т. д. Формирование этих навыков никак не мешает, а только помогает реализовать себя и в творческих профессиях.
Также в системе soft skills в «Школах Путь к успеху» мы развиваем социальные навыки: эмоциональный интеллект, умение работать в команде и коммуникативные навыки. И, безусловно, навыки управления: целеполагание, планирование и управление проектами.
Школы создают наше будущее. И если мы хотим, чтобы наше общество состояло из проактивных мотивированных людей, то мы учим их управлять мотивацией; если мы хотим, чтобы наше общество было более мирным, мы учим детей позитивной коммуникации, показываем им, как управлять своими эмоциями. Все эти навыки должны быть привиты ещё со школьной скамьи.
ПРОГРЕССИВНЫЕ ШКОЛЫ ПО ВСЕЙ СТРАНЕ
– Сегодня «Школа Путь к успеху» объявила о запуске франшизы. Что стало мотивацией для её запуска?
– Можно сказать, что на построение отточенной до мелочей системы у нас ушло четыре года. Мы не только построили уникальную систему внутри своей школы, но и создали собственную образовательную базу для обучения педагогов прогрессивным методам и технологиям образования школы нового поколения. По нашей системе сегодня учатся педагоги, которые стремятся улучшить результаты образовательного процесса. Все эти годы мы не стояли на месте, была создана база для масштабирования, сформировались условия франчайзинга. Мы хотим создать прогрессивные школы, которые будут использовать наши системы обучения, по всей стране. Но я считаю, что пока ты сам «не обкатал» модель тиражирования, не понял, насколько школы, которые будут открыты партнёрами, способны приносить такие же результаты, ты не имеешь права продавать франшизу. Ведь одно дело – выстроить систему образования, другое – франшизу. Это разные направления. Нам необходимо было понять, насколько удачно мы можем распаковать свой продукт в других школах. Поэтому 2023 год стал для нас годом запуска двух филиалов: на западе и в центре Москвы. И мы остались крайне довольны результатами. Мы увидели не только рост академической успеваемости, но и счастливые глаза детей, услышали слова благодарности от родителей, которые говорили о том, что наконец-то они нашли школу, куда их ребёнок ходит с удовольствием. И на данный момент мы готовы к запуску франшизных проектов.
– Что отличает франшизу «Школы Путь к успеху» от других образовательных франшиз?
– По моему опыту, сегодня основу образовательных франшиз составляют бренд, маркетинг и помощь в оформлении документов. И это, безусловно, важные моменты. Но что дальше? Я думаю, что первые вопросы, которые потенциальные франчайзи должны задавать владельцу франшизы: а какой продукт мы создаём? Какие технологии помогут нам добиться результата? Как всё это управляется? На эти аспекты, к сожалению, мало кто обращает внимание. Именно поэтому на рынке образования сложилась тенденция – авторская школа живёт, пока жив её автор. Мы же построили систему и даём механизмы управления этой системой, а это залог того, что школа будет успешной, несмотря ни на какие внешние факторы. И если франчайзи хотят, чтобы их образовательный проект процветал, то надо покупать не «вывеску с именем», а систему.
Мы уверенно можем говорить о том, что наша франшиза – это не просто право пользоваться нашим названием, не просто продвижение, но франшиза «Путь к успеху» в первую очередь – это система технологий, которые распаковываются на любой школе, мы это опробовали на наших двух филиалах с совершенно новыми педагогическими составами и смело идём во франчайзинг, так как можем предложить уникальный образовательный продукт: школу персонализированного обучения на основе нейрообразования и все технологии и методы управления такой школой.
Если конкретизировать, то мы передаём нашим франчайзи более 20 образовательных ноу-хау, дающих результат, к которому стремится любое образовательное учреждение. Так, в прошлом году золотыми медалистами стали 50% наших учеников, а вместе с серебряными – 65%. 100% выпускников «Школы Путь к успеху» поступают в тот вуз, который они выбрали. Средний балл по ЕГЭ у учеников «Путь к успеху» составляет свыше 80 баллов. Наши ученики регулярно занимают первые места на национальном и мировом чемпионатах по развитию школьных стартапов и побеждают в российских и международных первенствах по предпринимательству. Например, в этом году наши ученики представляли Россию на Международном конкурсе по предпринимательству в Японии и завоевали золотую медаль ООН «За вклад в улучшение мира». И мы очень гордимся этой победой, поскольку те, кто занимается истинным предпринимательством, именно они созидают новое и улучшают мир, а проект, представленный на конкурсе, соответствовал всем целям устойчивого развития.
Мы полностью уверены в успехе своей франшизы, поскольку сами прошли этот путь. Как я уже говорила, школа – это организация, и её законы для нас первичны, и франшиза будет работать, потому что мы знаем, что является основополагающими принципами для организации, и успешно управляем всеми процессами.
– В «Школе Путь к успеху» выстроена цельная, отточенная система образования, которая работает как часы. Сколько же потребуется времени на запуск такого проекта по франшизе и как проконтролировать качество, если новое учреждение будет сильно географически удалено от головной компании?
– На запуск новой школы с нуля требуется примерно год. Сейчас мы прорабатываем две первые заявки от партнёров, которые хотят открыть «Школы Путь к успеху» по франшизе. Эти школы начнут работу в следующем учебном году.
Все наши программы аккредитованы, мы их предоставляем нашим франчайзи, поэтому никаких проблем с прохождением аккредитации у них не возникает. Тем не менее процесс не моментальный: необходимо получить разрешительную документацию (лицензирование) на здание школы, провести ремонт и, безусловно, тщательно подготовиться к самому учебному процессу.
Сейчас у нас сформирована команда наставников на открытие новых проектов, выстроена система обучения преподавателей нашим методикам, отлажены механизмы встраивания наших технологий в образовательный процесс. И мы можем открыть школу, в каком бы уголке страны она ни находилась.
Безусловно, на запуск школы мы обеспечиваем выезд команды, которая помогает правильно организовать все процессы на месте. Но у нас отлично налажена система удалённого управления. Мы создали технологичный проект, который можем легко масштабировать.
Фактически наши франчайзи получают готовый продукт, которым просто надо уметь пользоваться. В частности, у нас разработаны все «дорожные карты» для учеников. Мы показываем педагогам, как работать по технологии «пошагового понимания», которая не даёт двигаться дальше до полного усвоения текущего материала.
У нас разработаны ментальные карты – очень важный аспект обучения в нашей школе. Как известно, основу нашего мышления составляют образы, мы не мыслим текстовой информацией, а во время учёбы дети сталкиваются со множеством абстрактных понятий, и без тренировки абстрактного мышления их сложно увязать в единую концепцию, поэтому мы создали визуальные (ментальные) карты по всем учебникам, которые помогают ребёнку буквально «увидеть» предмет. К слову, делали эту работу мы совместно с детьми. Все ментальные карты были придуманы именно ими и оформлены при помощи дизайнеров.
В целом вся наша школа создана детьми и для детей, потому что никто лучше них не может рассказать, что им помогает понять тот или иной предмет, что их увлекает, что позволяет легче усваивать новую информацию. Фактически дети на основе наших методик сами создают эффективные инструменты для обучения.
Всем навыкам работы с этими и многими другими инструментами мы, конечно, обучаем учителей, которые в обязательном порядке проходят через нашу Школу педагогов. Перед стартом учебного процесса они два месяца занимаются по нашим программам, но и в процессе преподавания продолжают работу с опытными педагогами-наставниками.
Совершенствование своих навыков для преподавателей – это непрерывный процесс. Только тот может называться учителем, кто сам постоянно обучается.
Все материалы интегрированы на нашу управляемую образовательную платформу, которая настроена таким образом, что мы можем легко в удалённом доступе видеть, как идёт процесс обучения в партнёрских школах, анализировать результаты; и, конечно, при необходимости поможем внести необходимые коррективы.
– Есть ли у вас особые требования к потенциальным франчайзи?
– Для нас основным критерием является система ценностей человека. Если будущий партнёр разделяет наши ценности, то мы ему уже рады. В центре системы ценностей «Школы Путь к успеху» – ребёнок, каждый из детей – личность со своим набором талантов, и основная наша задача – сделать эти таланты явными и максимально усилить.
Мы всегда говорим о том, что мы ценим настоящее и творим будущее. Мы с вами живём здесь и сейчас, ценим семью, дружбу, общение, творчество. И дети должны быть счастливы тоже здесь и сейчас, а не «когда-нибудь потом», поэтому мы противники того, чтобы наши ученики «умирали от усталости» над учебниками. В нашей школе дети не живут только образовательным процессом, не изолированы от реального мира; наоборот, мы выступаем за их всестороннее развитие, поэтому и развиваем гибкие навыки, чтобы ребёнок мог уже сегодня дружить, творить, радоваться жизни. Конечно, мы верим в будущее, именно наши дети будут его создавать. И мы говорим им о том, что они могут улучшать себя, окружение и мир, и учим их этому. Конечно, одна из главных наших ценностей, в истинности которой мы убеждены, – дети имеют способности, значительно превосходящие способности взрослых. И мы должны у них учиться. Этот процесс взаимно обогащает учителей и учеников. В «Школе Путь к успеху» педагог – старший друг и наставник,
И, пожалуй, второе, но не менее важное требование – франчайзи должен уметь мыслить системно, поскольку построить эффективную организацию может только системный человек.
– Какие варианты франшизы сегодня предлагает «Школа Путь к успеху»?
– Мы рассматриваем несколько вариантов франшизы: начальную школу, школу с первого по одиннадцатый класс; также на базе наших методик возможно приобрести франшизу курсов ОГЭ/ЕГЭ или предпринимательской школы.
И у каждой из них весьма весомый пакет мер поддержки. Помимо построения системы, образовательных ноу-хау, обучения педагогов в нашем корпоративном университете, мы также помогаем школе с проверкой помещения на предмет его соответствия требованиям лицензирования и аккредитации, передаём готовые решения по дизайну и оформлению школы. Предусмотрели возможность заказа готового комплекта для оборудования классов и комплекта учебников/канцелярии на каждого ученика. Администрация школы снабжается полным комплектом документов. По запросам мы оказываем юридическое и бухгалтерское сопровождение школы, помогаем с получением субсидий.
Финансовая модель, которую мы предлагаем франчайзи, уже доказала свою эффективность, поэтому цифры, которые мы озвучиваем, совершенно реальны.
Конечно же, оказываем содействие и в маркетинговом продвижении, есть выстроенная программа, есть готовые маркетинговые материалы, при необходимости поможем франчайзи настроить таргетированную рекламу. Все подробности можно прочитать у нас на сайте.
Кроме того, мы можем предложить вариант управленческой франшизы для школ, которые давно существуют на рынке в определённом регионе под своим именем, и внедрить только систему технологий и контроль этой системы. Такие запросы к нам уже поступают.
– Конечно, потенциальных франчайзи не могут не волновать размеры инвестиций и сроки окупаемости…
– Школа выходит в ноль уже на первый год работы, а на второй начинает приносить прибыль от 1 млн рублей в месяц. Если говорить об инвестициях, то многое зависит от того, какое здание используется для школы, находится ли оно в собственности, аренда ли это, какого ремонта требует, и множества других факторов. Если же мы говорим об инвестициях в сам образовательный процесс, то, например, при открытии полной школы, т. е. с 1 по 11 класс, паушальный взнос – 4 млн рублей, сумма стартовых инвестиций – 9 млн рублей.
– Какие тенденции в развитии системы образования вы видите как наиболее значимые для будущего вашей франшизы?
– Я бы сказала, что мы эти тренды создаём, всегда находимся на несколько шагов впереди. Например, к системному нейрообразованию школы только начинают присматриваться, а у нас оно уже внедрено. Уже почти восемь лет мы применяем систему разноуровневого обучения, а во ФГОС она была введена только в прошлом году. Практика показывает: то, что мы внедряем как новаторы, постепенно проникает в систему образования по всей стране.
Почему мы идём с опережением? Потому что мы смотрим на тренды развития современного мира в целом, а они, в свою очередь, и создают образовательные тренды. Мы открыты инновациям и даём тот результат, который сегодня требуется государству, бизнесу и миру.
И мы бы хотели как можно больше школ открывать по франшизе, чтобы дети по всей стране могли обучаться по нашей системе.
14 ноября в рамках международного бизнес-форума «Мир возможностей» в Дубае состоялась выездная сессия Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ) «Право на инвестирование в науку»....
С 21 по 24 ноября 2024 года в выставочном пространстве «Даниловский Event Hall» в Москве пройдет VIII Выставка-ярмарка народных мастеров, художников и дизайнеров России «РусАртСтиль», в которой примут участие более 200...
Российская производственная компания «ОКСИТЕРРА» и Ассоциация врачей...
Развитие стартап-движения в вузах, привлечение инвестиций в университетский техпред и успешные кейсы студентов-предпринимателей стали центральными темами III Всероссийского форума технологического...
В мероприятии приняли участие около 2 тысяч человек и 120 компаний
12–14 марта 2025 года в Москве, в выставочном комплексе «Тимирязев Центр» (г. Москва, Верхняя аллея, д. 8, ст. м. «Петровско-Разумовская»), состоится 17-я Международная выставка тканей и текстильных материалов...
Проект посвящен вопросам взаимодействия бизнеса и власти, защите прав и свобод граждан, освещает социально значимые вопросы...
Торгово-промышленная палата (ТПП) РФ в ноябре проведет ежегодное исследование "Бизнес-барометр коррупции" в новом формате. Об этом сообщил глава палаты Сергей...
Сегодня прошел нулевой день II Международного форума «Ростки: Россия и Китай – взаимовыгодное сотрудничество».
Программа наставничеПрограмма наставничества для предпринимателей Московской области завершила свою работу. ства для предпринимателей Московской области завершила свою работу....
Сергей Попов давно обосновался в Кубинке Одинцовского городского округа.
Чем технологические вузовские стартапы могут быть интересны промышленности и корпорациям обсудили участники III Всероссийского форума технологического предпринимательства...
7 ноября в отеле Mantera Resort & Congress были подведены итоги XV юбилейной Премии «Выбор потребителей». Присуждение награды – прямое подтверждение приложенных усилий, способствующих развитию бизнеса и...
8 ноября 2024 года в Москве с большим успехом прошел первый Российский Ежегодный Форум «КУЛЬТУРА ТРАДИЦИИ НАСЛЕДИЕ». Форум посетили свыше 400...
14-15 ноября в Казани, на территории МВЦ «Казань Экспо», пройдет второй Международный форум «Ростки: Россия и Китай – взаимовыгодное сотрудничество», в рамках которого состоятся две выставки,...
Свои продукты и проекты представят молодые предприниматели из разных регионов России, получившие поддержку в рамках федпроекта «Платформа университетского технологического...
С 21 по 24 ноября с.г. в историческом центре Москвы ¬– в выставочном пространстве Даниловский Event Hall (Дубининская,71, м. «Тульская») – пройдёт VIII Выставка-ярмарка народных мастеров, художников и...
Представители крупнейших нефтегазовых компаний, производители оборудования и разработчики решений для ТЭК подведут итоги работы отрасли на II Технологическом саммите TNF в Тюмени 3-4 декабря 2024 года....
Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале
Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.
Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.
Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.
Портфель ответственного финансирования Сбера оценили в 3,1 млрд рублей
Москвичи с начала года сдали на переработку и экологичную утилизацию 550 т разногабаритных предметов — бытовой техники, мебели и транспортных средств — с помощью сервиса «Вывоз ненужных вещей» на портале mos.ru.
«Роснефть» организовала бурение с раствором на маловязкой углеводородной основе
Использование гибких и эффективных солнечных элементов может значительно повысить энергоэффективность и надежность этих устройств