Image

Игорь Шаповалов: «Наша миссия – строить города, в которых хочется жить!»

Урбанистика – одна из самых молодых наук, появившихся ближе к середине XX века, когда стали очевидными проблемы больших городов: плохая экология, нехватка доступного жилья, социальное расслоение, преступность, засилье автотранспорта. И поскольку урбанистика – это именно наука, опирающаяся на определённые законы, она может не просто фантазировать о будущем городов, а помочь правильно их сконструировать.

К счастью, современные российские застройщики относятся к этому вопросу очень серьёзно, а самые передовые из них не только хорошо знают, что город – это экосистема, где каждый элемент зависит от всех других, но и успешно применяют это знание на практике. Именно к таким застройщикам относится Группа компаний «Остов», центральный офис которой находится в подмосковном Наро-Фоминске. Наш сегодняшний гость – генеральный директор «Остова» Игорь Шаповалов.

– Игорь Леонидович, Группа компаний «Остов» хорошо известна как жителям Наро-Фоминска, так и постоянным нашим читателям: её деятельности наше издание посвятило не один материал, и знакомы мы с вами много лет. Но для тех, кто пока не имел такого удовольствия: что представляет собой ГК «Остов» сегодня? Кто, когда и где основал компанию? Почему была выбрана именно сфера строительства?
– Наша компания существует с 2003 года. Основана она была во Владивостоке, где мы проработали около года, затем перебазировались в Московскую область. Почему именно строительный бизнес? Здесь всё просто: я – инженер-строитель, причём потомственный; мама и папа – тоже инженеры-строители.
Начинал я бизнес во Владивостоке, потому что там родился, жил, получил образование, вплоть до высшего, и первый самостоятельный опыт на стройке. В Московской области мы работаем практически с 2003 года. За время существования компанией построено немалое количество объектов, более 500 000 кв. м: жилые комплексы, торговые и бизнес-центры. Все объекты, которые мы строим, всегда возводятся по индивидуальному проекту. Наше кредо: максимально качественный подход к каждому конкретному объекту. В его рамках мы привлекаем талантливых отечественных архитекторов. И стараемся, чтобы каждый объект был украшением своего города и региона.

– А почему вы выбрали такой подход? Он ведь, мягко говоря, не из лёгких. Сыграли роль ваши личные эстетические пристрастия?
– Я считаю, что именно в таком подходе заложена наша миссия – строить города, в которых хочется жить. Мы любим то, что мы строим, любим демонстрировать плоды нашей работы и имеем все основания гордиться тем, что не просто выдаём «квадратные метры», а меняем городскую среду, улучшая её. «После нас» всегда лучше, чем было «до нас»!

– Вы основатель компании, и никто лучше вас не ответит на вопрос, который мне хотелось прояснить, ещё когда знакомилась с предыдущими вашими публикациями. Почему было выбрано такое название – «Остов»?
– Для строителей «остов» – профессиональный термин, означающий несущий каркас здания. Если углубиться в терминологию, это основные конструкции, принимающие нагрузки, возникающие в здании, совокупность горизонтальных, вертикальных, а иногда и наклонных конструктивных элементов.


– Как вы решаете, что и где будете строить?
– Мы всегда оцениваем не локальную площадку, а ситуацию в комплексе, в масштабе города: проводим исследования и смотрим, насколько она перспективна с точки зрения появления именно качественных объектов, насколько намеченное здание или комплекс зданий поменяет город и насколько гармонично войдёт в городскую ткань. И именно поэтому у нас принципиальная позиция: не строить «в полях». Мы сразу отсекаем подобные предложения, считая, что жильё должно быть расположено удобно для людей, а «удобно», если речь о многоэтажке, – это в городе, в развитой инфраструктуре.

– Сколько городов в Московской области уже есть в вашем портфолио?
– Пока два: Наро-Фоминск и Апрелевка, но нам уже поступают предложения по новым локациям, которые мы сейчас изучаем.
Кстати, последний наш проект по программе КРТ – «Город на острове» – в прошлом году на Международном форуме архитектурного искусства был во главе стенда Московской области. И в номинации «Развитие территорий и градостроительные решения» именно Комитету по архитектуре и градостроительству Московской области был присуждён Золотой знак.
Но наша база – это, конечно, Наро-Фоминск, развитием которого мы занимаемся с самого старта своей работы в Подмосковье. Ещё в 2012 году мы первыми в Московской области приняли участие в создании мастер-плана города совместно с известным архитектором Ильёй Заливухиным. Тогда это было настолько внове, что мало кто понимал, что это вообще такое.

– А чем мастер-план города отличается от генерального плана?
– Генеральный план – это больше юридический документ. Не каждый профессиональный архитектор может оценить качество разработки генерального плана, это очень специфическая область, которая для понимания обывателя вообще практически недоступна. А мастер-план даёт наглядное понимание того, как будет развиваться город. Это прекрасно понимает губернатор Московской области Андрей Юрьевич Воробьёв, по инициативе которого города региона приступили к разработке своих мастер-планов.
Мастер-план учитывает абсолютно всё, включая развитие социальной, инженерной инфраструктуры, транспорта, рабочих мест, «зелёного» каркаса города. Предусматривает соответствие количества жилья рабочим местам; рассчитывает, какие дороги смогут пропустить такое количество жителей, едущих на работу и обратно; учитывает удобство пользования объектами рекреационной инфраструктуры. Ведь, помимо детсадов и школ, необходимость наличия которых объяснять не надо, в доступности должны быть ещё и объекты дополнительного образования, культуры, спорта, кафе, рестораны и прочие объекты быта, полноценная рекреация и многое другое. Всё это должно рассматриваться в комплексе. И все эти моменты мы учитывали при разработке мастер-плана Наро-Фоминска, который сделали в сотрудничестве с главой и администрацией округа. Сегодня уже можно говорить о том, что город развивается именно по мастер-плану, и результаты труда видны невооружённым глазом.
Ещё хочу заметить, что, помимо жилья и социальных объектов, при разработке мастер-плана мы проанализировали транспортное развитие города, предусмотрели сеть дополнительных дорог и кольцевых движений, четыре из них уже выполнены, и можно воочию убедиться, что город едет беспрепятственно.

И уже благодаря первому кольцу исчезли пробки, которые раньше растягивались до километра.
Этот очень наглядный пример. Когда живёшь в одном месте и преимущественно его наблюдаешь, кажется, что это нововведение. А на самом деле мы, благодаря нашим архитекторам, которые были привлечены к разработке мастер-плана и транспортной схемы, взяли лучшие готовые практики. Применили их «на местности», и схема быстро показала свою максимальную эффективность.

– А какие из завершённых проектов в Наро-Фоминске вы хотели бы отметить?
– Начнём с того, что мы с привлечением лучших архитекторов построили за свой счёт городскую набережную, которая расположена в самом центре города. Раньше река Нара была недоступна для жителей, потому что набережная находилась в промзоне, была в заброшенном состоянии и частично скрывалась за заборами. Фактически никто не видел, что в городе есть река. А сегодня это главная рекреационная зона для горожан – и не только: сюда приезжают гулять гости из соседних округов Подмосковья и даже жители других регионов – например, Калужской области.

– А остров, о котором вы упоминали, он как раз у набережной?
– Да, он расположен на противоположном берегу реки Нары, и там тоже будет очень красиво.

– Это природный остров?
– Скорее, технический: это бывшая промзона. Мы вообще много занимаемся браунфилдингом, то есть обустраиваем землю, ранее использовавшуюся для промышленных целей. Даём новую жизнь территориям бывших промышленных зон, часто расположенных в центре города. Возвращаем в городскую среду, создаём связки улиц, зданий, рекреационных зон. Например, бизнес-центр «Гермес», в котором мы сейчас беседуем, тоже построили мы, и это также бывшая территория фабрики.
Нашей гордостью в Наро-Фоминске является и торгово-развлекательный центр «Воскресенский пассаж» – одноэтажный, кирпичный, очень удобный, судя по посещаемости: это одно из самых любимых мест горожан и гостей города. А ещё мы построили здание рынка «Каравай». Инвестор нам поручил создать уникальный по архитектуре рынок, и мы прониклись идеей, что это должен быть один из лучших рынков в Московской области, даже лучший, так и получилось. Здание из клинкерного кирпича, с медной крышей, деревянными фермами внутри и уникальной майоликой на внешних стенах. Губернатор Андрей Юрьевич Воробьёв, проезжая Наро-Фоминск, увидев его впервые, дал очень лестную оценку проекту и потом ставил в пример.
Если говорить именно о жилых комплексах, то это, конечно, жилой комплекс, построенный здесь же, на территории фабрики. Мы назвали его «Воскресенский», отдав дань истории, потому что фабрика, которая была здесь расположена ещё в XIX веке, называлась «Воскресенская мануфактура». Её изображение можно увидеть даже в Третьяковской галерее – на работе Игоря Грабаря «Фабрика Якунчиковых в Наре». Мы и торгово-развлекательный центр назвали «Воскресенский пассаж» в соответствии с историческим названием фабрики, чтобы люди о нём помнили. Сегодня про Воскресенскую мануфактуру знают уже все жители города, а ведь не так давно её название было известно даже не всем краеведам! Мы своими названиями, брендингом сшили ткань местной истории и полотно городской территории.

– Если говорить об объектах, которыми вы гордитесь, наверное, нужно упомянуть и ЖК «Циолковский» в Обнинске?
– На самом деле этот вопрос самый сложный для меня, потому что каждый объект мы пропускаем через себя; и я лично – тоже. Поэтому мне трудно выделить какие-то единичные. Но вы правы: есть выдающиеся объекты, которые очень сильно поменяли облик городов, и жилой комплекс «Циолковский» в Обнинске – первом наукограде России, городе атомной энергии – относится именно к этой категории. Он был отмечен дипломом Союза архитекторов России на международной выставке YugBuild, а решением жюри Градостроительного конкурса жилых комплексов-новостроек ТОП ЖК 2021 стал победителем в номинации «Лучший жилой комплекс-новостройка в Калужской области».
Помимо самого жилого комплекса, который обладает выдающейся архитектурой, мы создали рядом с ним водный объект – более гектара водной глади, которая, безусловно, стала настоящим украшением центра города.

– «Остов» с момента основания накопил значительный опыт строительства именно в Подмосковье. А насколько труднее или легче стало строить в Московской области за последние 5-7 лет? Почему?
– Легче или труднее? Сложный вопрос! Требования со стороны руководства области к строителям и строительству ужесточились. С одной стороны, застройщикам необходимо соответствовать этим требованиям, но с другой – это приводит к большему порядку. Для нас это точно плюс, нам стало проще, потому что мы всегда высоко держали планку, и нам не пришлось «подтягиваться», чтобы соответствовать новым требованиям.
Если говорить о том, как изменились требования, нужно отметить концепцию двора без машин, входов без ступенек, безбарьерной среды и т. д. Самое интересное, что мы так строили всегда, с самого начала. Ещё 20 лет назад я запретил проектировщикам делать ступеньки во входных группах, у нас в жилых комплексах абсолютно безбарьерная среда. И почти во всех комплексах – дворы без машин, мы так строим уже лет 14, наверное. Уже в ЖК «Гранд-Каскад», сданном в 2010 году, внутренний двор как раз стал одним из первых, соответствующих этой концепции.
Проще говоря, «Остов» пришёл к решениям, которые теперь диктуют стандарты Московской области, уже больше 10 лет назад. А в новых проектах мы отказываемся от вентилируемых фасадов, переходим полностью на кирпич красивой декоративной кладки. У нас сформировались отличные навыки работы с кирпичом, поэтому мы сейчас на фасадах максимально будем использовать именно этот материал.
Наши объекты действительно преображают Наро-Фоминск. и наш труд замечен губернатором и правительством Московской области: не с той точки зрения, сколько квадратных метров в год вводит в эксплуатацию компания – если оценивать по такому критерию, мы бы точно не были востребованы до такой степени, как сегодня, – а именно с точки зрения строительства уникальных объектов, которые очень сильно меняют город и внешне, и функционально. Сегодня появилось представление, что города Московской области должны быть красивее, функциональнее, полезнее и комфортнее для людей. И сейчас нам предлагают задачи в других городах Подмосковья, просят делиться опытом. То есть конкретно нам точно стало легче в последние годы.

– Вас заметили именно из-за стремления к уникальности, к строительству как искусству?
– Это, может быть, громко сказано, но мы к этому стремимся. Никто не будет спорить, что архитектура – искусство. А мы очень трепетно относимся к архитектурным решениям, и не только к внешнему облику здания, но и к вопросам благоустройства и включения объекта в городскую среду. То есть мы подходим к этому вопросу максимально комплексно, чтобы дома, которые мы строим, были удобными, комфортными, а люди получали удовольствие от проживания. Я уверен, что среда, в которой человек живёт, формирует его сознание, а «теория разбитых окон» работает в полной мере.

– То есть вы воспринимаете совершенствование с помощью искусства архитектуры человеческого сознания как миссию?
– Можно сказать и так. Я стараюсь избегать громких лозунгов, но по большому счёту это и есть ценности нашей компании. Наша миссия – строить города, в которых хочется жить! Моё хобби – урбанистика, и я очень много изучал зарубежный опыт, общался с архитекторами и другими специалистами из разных стран. Я хотел бы, наверное, особо отметить в статье, что у девелопера очень ответственная миссия, потому что «бытие определяет сознание».


– Расскажите подробнее про своё увлечение урбанистикой: что это за хобби?
– Когда появляется свободное время, я постоянно общаюсь с архитекторами, которые профессионально занимаются урбанистикой, изучаю материалы, слушаю лекции, читаю книги. И всегда пытаюсь представить, как бы то или иное место могло выглядеть при правильном подходе. Когда появляются вопросы, как можно было бы то или иное место благоустроить, советуюсь с архитекторами, урбанистами. В урбанистику также входят, например, ответы на вопросы: что делать с изношенными инженерными коммуникациями или с отсутствием тех или иных? Например, я считаю, что одна из ключевых инженерных систем города – сети ливневой канализации. Это вопрос, который сегодня не поднимается серьёзно, а на самом деле без него невозможно планировать и развивать города. Сейчас иногда заливает целые микрорайоны из-за отсутствия грамотно организованной ливневой канализации.
Или вопросы организации современного общественного транспорта. Каким он должен быть? Какая проблематика актуальна для существующего сегодня? И как эти проблемы можно решить? Когда мы говорим про транспорт, мы думаем прежде всего о транспорте личном. А на самом деле приоритет личного транспорта должен остаться в прошлом. В первую очередь важны тротуары, пешеходные маршруты, велодорожки. А затем – современный, качественный общественный транспорт, пользуясь которым люди чувствовали бы себя комфортнее, чем с личным автотранспортом. Надо уходить от того, что города созданы для машин. Сейчас горожане требуют больше бесплатных парковок, права парковаться, где угодно и как им хочется. А город создан в первую очередь для людей, для пешеходов. И надо сделать так, чтобы жители захотели в массе пересаживаться на общественный автотранспорт. Нет ни одного примера в мире, где смогли бы исполнить вживую «город для автолюбителей» с приоритетом парковок и автострад. Таких городов нет, потому что добавление полос не решает проблем трафика.
Это то, что экономист Энтони Доунс в своём законе Доунса назвал спровоцированным спросом. Ещё в 1962 году он писал: «Загруженность городских магистралей в часы пик возрастает до уровня максимальной пропускной способности». То есть машины в любом случае займут дополнительное предоставленное место, и пробка меньше не станет. Опыт тех же США показывает, что ситуация с пробками ухудшается, несмотря на вложенные на расширение дорог миллиарды. В Норвегии и Великобритании также не удалось таким способом снизить загруженность дорог.


– Сильно ли усложнило вашу работу резкое изменение геополитической обстановки последних лет? И как вы справляетесь с возникшими трудностями, если они есть?
– Ну, для нас вообще ничего не поменялось. Мы не почувствовали какого-то ухудшения положения, думаю, благодаря тем усилиям, которые предпринимают Правительство Российской Федерации и руководство региона. Я считаю, что мы сегодняшнюю непростую политическую ситуацию в стране проходим максимально комфортно для хозяйствующих субъектов. Потому что мы все – одно целое: и люди, и хозяйствующие субъекты; и делаем одно огромное дело. Да, в самом начале кризиса были проблемы с определёнными поставщиками, которых пришлось заменять, но это были временные трудности, небольшой эпизод, который я даже подзабыл уже. Сегодня мы чувствуем себя устойчиво и как строители, и как инвесторы.

– Комплексное развитие территорий – одно из важнейших направлений социально-экономического развития России. У Группы компаний «Остов» тоже есть опыт работы в этой концепции. Работать по программам КРТ сложнее или проще, чем строить «точечно»?
– Строить не метры, а среду – это проще или сложнее? Возможно, и сложнее, но я бы сказал, что это правильно. Когда не было закона о КРТ, нам приходилось работать с собственниками, уговаривать их продавать свои объекты, и многие объекты, которые мы приобретали, находились в абсолютно безобразном состоянии. Хаотичность этого процесса очень сильно замедляла развитие города. И недавно, слава Богу, появились положительные практики – в Сочи и других городах; и услышаны были призывы, что нужен конкретный механизм приведения городов в порядок. Тем более что в городах очень много аварийного фонда, который тоже необходимо расселять, а внешний облик центров городов во многом обусловлен как раз такими заброшенными промышленными территориями, аварийным фондом и так далее. Это всё нужно преобразовывать. Благодаря закону о комплексном развитии территории это можно сделать, во-первых, быстрее, во-вторых, эффективнее и правильнее, потому что он закрепляет и обязательства застройщиков, социальные в том числе. Если брать в качестве примера бывший Шёлковый комбинат, то сегодня с этим законом нам было бы гораздо проще собрать его территорию в единое целое. На протяжении почти 14 лет она была разделена между многими хозяевами, поэтому я выкупал по одному, по два объекта, это заняло очень много времени и стоило больших усилий. В нынешних условиях мы бы уже давным-давно всё реализовали. Но хорошо, что хотя бы сегодня к этому пришли, что всё меняется в лучшую сторону.

– Не так давно вы рассказывали на наших страницах о планах создания культурного кластера Fabrik. Как продвигается этот неординарный проект?
– Там у нас сейчас находятся, к примеру, Детский семейный театр, Школа игры на гитаре, Театр горожан, многочисленные творческие мастерские, проходит масса мероприятий для детей и подростков. На выходных проводятся краеведческие экскурсии, их ведёт выпускник Школы экскурсоводов, которая в своё время была создана нами в Наро-Фоминске. Там же проходят множество деловых мероприятий – от бизнес-завтраков до крупных форумов, – различные встречи, ежегодные семейные фестивали, выставки.

– Это, вы сказали, один корпус? Будет продолжение?
– Да, будет: бывший Шёлковый комбинат имел почти 45 тыс. квадратных метров общей площади. То есть это наш первый подобный опыт, проба пера, можно так сказать. Все здания готовим под восстановление, между ними будут обустроены пешеходная зона, скверы, парки и так далее. Территории на это хватит, там порядка трёх гектаров. То есть мы фактически формируем красивый исторический центр города, что среди прочего будет способствовать привлечению туристов. Локальный туризм, кстати, у нас сейчас развивается очень хорошо. И это притом что, как отметила главный архитектор Московской области Александра Кузьмина, которая наш проект в рамках КРТ называет одним из самых любимых, вообще редкость, когда за отсутствием крупного музея или театра город привлекает туристов. Но вот в Наро-Фоминске это происходит.

– На вашем сайте можно найти информацию по ЖК «АРТ» – новому красивому и амбициозному проекту от Группы компаний «Остов». Во всяком случае, по внешнему виду он весьма примечателен. Что бы вы сказали о его архитектуре? Чем он отличается от других ваших проектов?
– ЖК «АРТ», который строится в Наро-Фоминске, – это небольшой клубный дом, в нём всего три подъезда. Семиэтажный дом с необычными фасадами из высококачественного кирпича гармонично впишется в архитектурную линию микрорайона и, конечно, будет соответствовать всем современным требованиям: от технологического оснащения и высокого уровня энергосбережения до ландшафтного дизайна по индивидуальному проекту.
Не могу не отметить такие особенности нового дома, как трёхметровые потолки в светлых и просторных квартирах, первые в Наро-Фоминске двухуровневые квартиры, улучшенная межквартирная шумоизоляция. Будут там и двухуровневые коммерческие помещения с отдельным входом, и, конечно, шаговая доступность таких важных инфраструктурных объектов, как школа, детский сад, торговые центры, железнодорожная станция и МФЦ.
Автор проекта – очень хороший архитектор Илья Заливухин, он известен в профессиональных кругах, является вице-президентом Союза московских архитекторов. И так как дом находится в центре и будет перекликаться с историческими кирпичными зданиями, он полноценно впишется в архитектурную линию центра города.
Этот объект – лишь часть наших дальнейших планов по строительству.


– А какие ещё из новых проектов в Подмосковье вы хотели бы отметить?
– Я думаю, стоит поподробнее рассказать про город на острове. Это будет жилой комплекс со школой, с детским садом, с набережной вокруг, которая протянется ещё на километр. Дома будут небольшой этажности – от пяти этажей со стороны комбината до, с противоположной стороны, 12 этажей – и полностью выполнены из кирпича, очень эффектной декоративной кладкой. В самом острове порядка 18 гектаров площади.

– А остров с «большой землёй» будет соединён мостами?
– Да: пешеходными, автомобильным. Появится новая улица в Наро-Фоминске. Будет обустраиваться также набережная на противоположной стороне острова. Планируется вся необходимая инфраструктура, чтобы проект полностью соответствовал концепции «15-минутного города», всё необходимое было в шаговой доступности и не было бы необходимости пользоваться личным автотранспортом. И ещё там предусмотрено большое количество природных рекреационных зон: болотный парк, зоны отдыха, небольшие каналы, на которых можно кататься на лодках, катамаранах и пр.

– «Остов» открывает также новую локацию в географии строительства – Владивосток, который фактически стал местом рождения компании двадцать лет назад. Почему вы обратили внимание на Приморье, где вашим первым объектом станет уникальный жилой комплекс STARK?
– Ну, во-первых, это моя Родина. Я там родился и жил до 28 лет, и город мне абсолютно понятен. Во-вторых, хорошо работать там, где власть понимает, что необходимы прогресс и развитие, а Приморский край – как раз один из таких регионов. Владивосток – город на море, очень красивый, исторический. И хотелось бы привнести туда максимально свой позитивный опыт работы в Московской и Калужской областях, тот подход, который мы обсуждали, то есть посредством построения экосистемы жилого комплекса – развитие городской среды.
STARK – большой жилой комплекс, он расположится на территории порядка 6 га, и не только внутри, но и вокруг него тоже сформируется городская ткань. Там будет набережная реки, но буквально рядом находится и море, в пяти минутах пешеходной доступности. Получается, набережная реки будет соединяться с набережной моря, и сформируется полноценный «зелёный» каркас. Это очень знаковый проект для города.
Сейчас мы заканчиваем свайное поле и уже приступили к устройству фундаментов. Комплекс большой, там будет семь башен, 28 этажей, высотой порядка 100 метров, с большим панорамным остеклением и очень красивыми фасадами из анодированного алюминия. Первый этаж полностью отдан под рекреационную функцию, там будут кафе, рестораны. На втором этаже будет расположен детский сад. Помимо этого, там будут продуктовый магазин, рынок, салон красоты, аптека и так далее. Будет внутренний парк площадью порядка трёх гектаров, где расположатся такие, например, объекты, как беговая дорожка длиной 600 метров, полтора стадиона практически. В общем, мини-город в рамках Владивостока. Кроме этого, для жителей будет ещё парк снаружи, мы будем делать благоустройство прилегающей территории площадью 3,5 гектара.

– Сейчас многие аналитики отмечают, что покупательские способности населения падают, нет ли у вас опасений, что это жильё не продастся?
– Владивосток – большой город, но проектов такого класса и подхода там нет, к тому же у нас устойчивая финансовая модель, которая рассчитана не на начальный, а на завершающий этап строительства. Но уже сегодня можно точно сказать: спрос больше, чем мы планировали. Тем более там работает дальневосточная ипотека, 2% годовых. У нас уже много договоров заключено, активно идут продажи, и мы не чувствуем пока недостатка спроса.

– В наше турбулентное время трудно строить долгосрочные планы и прогнозировать что-то надолго вперёд. Трудно, но нужно. Поделитесь стратегическими планами?
– Стратегические планы ГК «Остов» – дальше развиваться в Московской и Калужской областях, включая в свою орбиту и другие города, а также и другие регионы. Активно работать в Приморском крае. Привносить туда, где работаем, то хорошее, большое и нужное, полезное и светлое, что мы умеем. Мы хотим сделать жизнь людей комфортнее, ярче и полнее и более 20 лет делаем это!

Беседовала Елена Александрова

Image

Стратегии продаж в эпоху цифровых технологий: Форум «Революция в продажах» состоится 27 ноября

Современный рынок бизнеса находится в состоянии беспрецедентных изменений. Цифровая трансформация, усиливающаяся конкуренция и растущие ожидания потребителей создают для компаний как...

Image

В Москве пройдёт финал четвертой Межрегиональной премии «Нежный Грант 2024»

Мероприятие состоится 26 ноября в Доме Правительства Московской области по адресу г. Красногорск, бульвар Строителей, 1 (начало мероприятия в 12:00). ...

Image

В рамках ПМЮФ состоялся Деловой завтрак Ассоциации юристов России

21 ноября в Москве в рамках делового завтрака Ассоциации юристов России состоялась дискуссия на тему «Право на инвестирование в науку» для обсуждения роли права в развитии научных и инновационных проектов. Встреча прошла...

Image

В Дубае состоялась выездная сессия Петербургского международного юридического форума

14 ноября в рамках международного бизнес-форума «Мир возможностей» в Дубае состоялась выездная сессия Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ) «Право на инвестирование в науку»....

Image

Как получить максимум впечатлений от выставки «РусАртСтиль»?

С 21 по 24 ноября 2024 года в выставочном пространстве «Даниловский Event Hall» в Москве пройдет VIII Выставка-ярмарка народных мастеров, художников и дизайнеров России «РусАртСтиль», в которой примут участие более 200...

Image

Сотни стартапов и тысячи идей: в Москве подвели итоги форма «ТехПред 2024»

Развитие стартап-движения в вузах, привлечение инвестиций в университетский техпред и успешные кейсы студентов-предпринимателей стали центральными темами III Всероссийского форума технологического...

Image

Приглашаем на выставку «ИНТЕРТКАНЬ-2025.ВЕСНА» в «Тимирязев Центр»

12–14 марта 2025 года в Москве, в выставочном комплексе «Тимирязев Центр» (г. Москва, Верхняя аллея, д. 8, ст. м. «Петровско-Разумовская»), состоится 17-я Международная выставка тканей и текстильных материалов...

Image

Издательско-коммуникационная группа «БИЗНЕС-ДИАЛОГ МЕДИА представляет авторский медиа-коммуникационный проект «ПРАВОЕ ДЕЛО со Светланой Ерховой»

Проект посвящен вопросам взаимодействия бизнеса и власти, защите прав и свобод граждан, освещает социально значимые вопросы...

Image

ТПП РФ проведет исследование о коррупции в формате интервью с бизнесменами

Торгово-промышленная палата (ТПП) РФ в ноябре проведет ежегодное исследование "Бизнес-барометр коррупции" в новом формате. Об этом сообщил глава палаты Сергей...

Image

Итоги нулевого дня форума «РОСТКИ»

Сегодня прошел нулевой день II Международного форума «Ростки: Россия и Китай – взаимовыгодное сотрудничество».

Image

Определены победители Программы наставничества для предпринимателей

Программа наставничеПрограмма наставничества для предпринимателей Московской области завершила свою работу. ства для предпринимателей Московской области завершила свою работу....

Image

Новый предпринимательский виток с Программой наставничества

Сергей Попов давно обосновался в Кубинке Одинцовского городского округа.

Image

Форум “ТехПред 2024”: крупный бизнес готов работать с университетскими стартапами

Чем технологические вузовские стартапы могут быть интересны промышленности и корпорациям обсудили участники III Всероссийского форума технологического предпринимательства...

Image

Ставка на качество: объявлены лауреаты юбилейной XV Премии «Выбор потребителей»

7 ноября в отеле Mantera Resort & Congress были подведены итоги XV юбилейной Премии «Выбор потребителей». Присуждение награды – прямое подтверждение приложенных усилий, способствующих развитию бизнеса и...

Image

Состоялся первый Российский ежегодный форум «КУЛЬТУРА ТРАДИЦИИ НАСЛЕДИЕ»

8 ноября 2024 года в Москве с большим успехом прошел первый Российский Ежегодный Форум «КУЛЬТУРА ТРАДИЦИИ НАСЛЕДИЕ». Форум посетили свыше 400...

Image

Выставка Russia China Expo станет центральной на II Международном форуме в Казани

14-15 ноября в Казани, на территории МВЦ «Казань Экспо», пройдет второй Международный форум «Ростки: Россия и Китай – взаимовыгодное сотрудничество», в рамках которого состоятся две выставки,...

Актуальные комментарии