Image

Светлана Пивоварова: «Штатный бухгалтер – это неэффективно»

Компания «Бизнес-аналитика» предоставляет своим клиентам бухгалтерские услуги, бухгалтерское сопровождение, а также всё, что касается цифрового сопровождения бизнеса.

Но её основатель и генеральный директор Светлана Пивоварова активно занимается не только коммерческой, но и общественной, просветительской деятельностью. В торгово-промышленной палате она возглавляет комитет по бухгалтерскому аутсорсингу, вместе с другими экспертами помогает представителям бизнеса в столь непростые времена справляться и со сложностями налоговой системы, и с другими вопросами. На различных встречах, бизнес-завтраках, вебинарах, конференциях она рассказывает, как правильно вести бизнес, каких ошибок стоит избегать. С одной такой ошибки мы и начнём разговор...

Реализм как жанр управленческой отчётности
– Светлана Владимировна, иногда от собственников какого-либо бизнеса можно услышать: «Я ничего не понимаю в бухгалтерии, в налогах, меня это не волнует и не должно волновать…»
– Я с такой позицией крайне не согласна. Согласиться могу лишь с тем, что каждый должен заниматься своим делом: бухгалтерская компания – вести бухгалтерский учёт, юридическая компания – юридическое сопровождение... А бизнесмен должен развивать свою компанию, масштабировать её, зарабатывать для неё деньги.

Каждый собственник, предприниматель обязан понимать и представлять, что такое его налоги. Вне зависимости от того, малый это бизнес или огромная компания. Он должен иметь представление о том, что он делает, сколько зарабатывает сегодня и к чему его действия приведут завтра, что будет делать его компания через пять, десять лет и т. д.

За последние два года стало очень много запросов на функцию «управленческая отчётность», и я очень много думала над тем, как людям в этом отношении помочь. Я ведь не только бухгалтер, но и управленец, а в прошлом – ещё и финансовый директор. Понимая, что это совершенно разные направления, я решала вопрос, как их объединить воедино. В итоге мне пришла в голову мысль запустить услугу «финансовый директор». И я не ошиблась, чему очень рада.

Управленческая отчётность – это реальная картина бизнеса. Картина, которая даёт собственнику полное видение того, что происходит: сколько у него средств заёмных и сколько собственных, сколько средств «в кармане» и сколько на складе. Всё раскладывается по полочкам, все моменты бизнеса. В работе с бухгалтерской и налоговой отчётностью мы применяем различные законные методы: оптимизацию и т. д. Мы платим налоги, считаем их. А в управленческом отчёте всё совершенно по-другому: все налоговые обязательства, все доходы, все расходные статьи...
Управленческая отчётность предполагает несколько этапов. Вначале финансовый директор подготавливает отчёт по движению денежных средств: что запланировано и что получается по факту, каков процент отклонения после истечения расчётного месяца. Следующий отчёт – управленческий баланс, где мы видим поэтапно все статьи доходов и расходов, видим прибыль валовую, чистую, видим рентабельность. И отчёты о прибылях и убытках, соответственно. В результате мы понимаем, находится ли организация в плюсе либо она работает в минус. То есть, учитываются все денежные потоки, всё, что остаётся после оплаты налогов, выдачи заработной платы и выплаты дивидендов собственникам.

Если организация торговая, в управленческой отчётности очень хорошо виден весь капитал, резервы, то есть дебиторско-кредиторская задолженность, товары на складе, товары, отгруженные на маркетплейсы, и т. д.

Все эти отчёты показывают абсолютно реальную картину бизнеса. Без каких-либо пропусков или мечтаний. Ведь некоторые собственники только думают, что они зарабатывают много, а по факту их бизнес держится лишь за счёт полученных со своих покупателей авансов и за счёт набранных кредитов, то есть заёмных средств. В итоге они попадают в финансовый разрыв после того, как не смогли выполнить и отработать полученный аванс. Ведь авансы прибылью компании не являются.
Очень важно понимать, что управленческая отчётность и финансовый директор не могут работать в отрыве от главного бухгалтера. Управленческая отчётность строится на базе налоговой и бухгалтерской отчётности, но к ней добавляются все финансовые инструменты, которые только возможны и применимы в бизнесе. Так и получается общая реальная картина бизнеса.


Оптимизация – дело хорошее. И законное!
– Бухгалтер, как считается, нужен для достижения двух главных целей: первая – отчитаться перед налоговой, чтобы не было никаких проблем; вторая – так построить работу, чтобы она была экономически выгодной для предприятия. Вы работаете во всех этих и других направлениях. Какое из них пользуется наибольшим спросом у ваших клиентов?
– Да, конечно, мы работаем во всех возможных направлениях, которые есть у предприятий, то есть наша компания гарантирует профессиональный и бухгалтерский, и управленческий учёт. Плюс к этому мы всегда говорим клиенту о том, где и что он делает неправильно: где применяет неправильную систему налогообложения, где может нажить себе проблемы с налоговой инспекцией или с какими-то другими структурами. То есть если мы видим, что такие проблемы могут возникнуть, никогда не промолчим.

Мы всегда экономим деньги клиента на налогах. Если это, конечно, возможно и для этого есть основания. Мы всегда запросим документы у поставщика клиента. Ведь иногда налог бывает большим просто потому, что документы от поставщиков не были получены в срок. Соответственно, висит дебиторская задолженность. Казалось бы, все говорят про налоговую оптимизацию, про то, что нужно платить меньше налогов. Но как это возможно? А глобальная оптимизация начинается вот с таких элементарных вещей.

Налоговую нагрузку нужно планировать, нужно рассчитывать её заранее. Финансовое планирование, налоговое планирование – это залог успешного бизнеса и долгосрочно развивающейся компании.

– То есть оптимизация – это не всегда нарушение закона?
– Это всегда не нарушение закона. Других каких-то моментов я не знаю и знать не хочу. Это всегда только то, что есть в Налоговом кодексе. Оптимизация – просто красивое слово, на самом деле всё это элементарная финансовая грамотность собственника бизнеса и его сотрудников – тех, кто имеет право на перечисление денежных средств. С чего начинаются неприятности? С той самой злополучной корпоративной карты, которой многие сначала расплачиваются, а потом удивляются, почему у них большие налоги. А самая простая оптимизация начинается с соблюдения элементарных правил: бизнес – ООО или ИП – не создан для того, чтобы вся выручка была в чьём-то кармане, это абсолютно не так. Бизнес нужно развивать, вкладывать в него деньги, душу и т. д. Тогда он ответит тем же.


«Бухгалтерия закрыта. Все ушли на аутсорсинг»
– Теперь немножко о другом значении слова «оптимизация». Раньше обязательно на каждом предприятии была или целая бухгалтерия, или хотя бы один бухгалтер. Сейчас нередки случаи, когда бухгалтерию «оптимизируют», то есть сокращают, а её функции выполняет по договору «человек со стороны». Ваша компания такие услуги также предлагает?
– Сокращать никого никогда не надо, я всегда против этого. Если бухгалтерия работает в нормальном режиме, то ничего не нужно ломать. Но при этом многие бухгалтерские процессы, функции можно автоматизировать, то же распознавание кассовых чеков: просто наводится камера телефона – и всё загружается в «1С». Это элементарные вещи, которые помогают экономить рабочую силу или направлять её на другие задачи: на акты сверки, например, на переход на электронный документооборот, на архивацию бумажного архива и т. д.: избавить людей от тяжёлой рутинной работы. Есть много СРМ-систем, которые сегодня внедряются на предприятиях. Процессы, на которые раньше уходили дни, теперь благодаря автоматизации занимают минуты.

Мы тоже этим занимаемся: когда появляется спрос на такую услугу «автоматизировать процессы», мы подключаемся, разрабатываем должностные инструкции действующим бухгалтерам, меняя их в корне. А высвобождающиеся единицы можно направлять на какое-то другое, благое для предприятия дело. То есть если в штате есть бухгалтеры, то это не значит, что аутсорсингу там нечего делать. Нет. Мы можем контролировать, можем обучать, можем направлять и можем сдавать отчётность, закрывая периоды. Всё делает бухгалтер клиента, а мы берём на себя функцию «главный бухгалтер», то есть оставляем себе проверяющую функцию, и это очень хорошо работает, когда, например, у компании есть свой штат бухгалтерии.

Но в целом, я считаю, штатный бухгалтер – это уже пройденная история, это неэффективно. Приведу пример: у нас длительный срок обслуживался один клиент, а год назад он решил, что ему всё-таки нужен свой бухгалтер. В штате, чтобы был рядом. Ему казалось, что так будет спокойнее. Мы, естественно, сдали полугодовую отчётность, расторгли договор, и клиент нас покинул. Ушёл к штатному бухгалтеру. А через год он обратился к нам опять с подозрением, что с учётом у него происходит что-то неладное... Когда он дал нам обратный доступ в «1С», мы были просто поражены тому, как всего за год можно настолько искорёжить учёт.

Штатная бухгалтерия абсолютно не лучше аутсорсинга. Аутсорсинг надёжнее и эффективнее, потому что есть договор, есть сроки, есть обязательства, нет никакой лирики, каких-то личных моментов. Есть два юридических лица: один – заказчик, другой – подрядчик; один заказывает услугу, другой её исполняет.

Но, естественно, всё зависит от качества аутсорсинговой компании. Самое главное – это обращать внимание на договор и на то, как это всё работает. Не нужно стесняться и спросить у аутсорсинговой компании доступ в «1С», и лишний раз проверять, смотреть и вникать. Потому что ничего сложного там нет, каждый собственник может зайти и посмотреть, что там происходит. Так будет безопаснее.
Объяснять всё это, помогать бизнесу – эта и есть та работа, которой я занимаюсь в комитете по бухгалтерскому аутсорсингу торгово-промышленной палаты.

Подготовил Алексей Сокольский

Image

РСХБ проанализировал рынок хмелеводства и потребления пива

10-17 августа 2024 года в Чебоксарах при поддержке Россельхозбанка проходит Всероссийский фестиваль «Зеленое Золото России». Как отмечают аналитики РСХБ, за год валовый сбор хмеля в целом по России вырос на 35%, при чем большую...

Image

РСХБ: за 2024 год российские пчеловоды соберут 64 тыс. тонн мёда

Сегодня «правильные» пчелы делают не только «правильный» мед, но и являются ключевым звеном для экосистемы. Взаимодействие пчеловодов с овощеводами на рынке контрактного опыления может принести первым дополнительно до 20%...

Image

РСХБ зафиксировал рост спроса на памятные монеты

В 2024 году РСХБ зафиксировал рост интереса россиян к памятным монетам. С начала года было продано монет на 39 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Самыми популярными стали серебряные монеты Банка России серии «Спорт» и...

Image

В Подмосковье стартовала «Школа Фермера»

31 июля начался прием заявок в образовательный проект Россельхозбанка «Школа фермера» по следующим направлениям: «Плодово-ягодное растениеводство», «Переработка продукции животноводства»....

Image

Сыровары и где они обитают: РСХБ определил портрет и географию фермеров-сыроделов

4 августа при поддержке Россельхозбанка и Минсельхоза РФ на Истринской сыроварне Олега Сироты состоялся Сырный чемпионат России, в котором приняли участие сыровары со всей России. В преддверии...

Image

РСХБ: варенье и джемы возглавляют спрос на фермерские сладости

Россияне все чаще выбирают фермерские сладости из натуральных и полезных ингредиентов. Как выяснили аналитики Россельхозбанка на основе данных маркетплейса Своё Родное, за январь - июнь 2024 года количество заказов...

Image

Лидеры продаж на Своём Родном зарабатывают более трех миллионов рублей в год

По данным маркетплейса фермерских продуктов Своё Родное, 60% фермеров, подключившихся к цифровой платформе, увеличивают общую выручку хозяйства, а продажи наиболее активных предпринимателей на...

Image

Сельская ипотека: РСХБ выдал более 48 млрд рублей с начала года, а с момента действия программы – 275 млрд рублей

Более 9 тысяч семей смогли улучшить свои жилищные условия в первом полугодии 2024 года, воспользовавшись льготной программой сельской ипотеки. Об этом рассказали...

Image

РСХБ открывает прием заявок на получение именной стипендии

В 2024-2025 году Россельхозбанк вновь открывает конкурс на получение именной стипендии. Программа рассчитана на студентов IT и других технических специальностей, обучающихся в ведущих вузах страны. Прием заявок будет...

Image

В РСХБ в 3 раза выросло количество транзакций по QR-кодам

Самым популярным способом безналичной оплаты среди клиентов РСХБ по-прежнему остается банковская карта, однако QR-платежи продолжают набирать популярность среди плательщиков. За апрель-июнь 2024 года количество транзакций по...

Image

РСХБ: каждый пятый фермер обучается туризму

Россельхозбанк подводит итоги обучения 9-го потока Школы Фермера. Более 1000 человек прошли обучение в рамках весенне-летнего потока, каждый 5-й слушатель выбрал направление обучения в сфере сельского туризма или...

Image

РСХБ реструктуризирует кредитные обязательства клиентов, работающих в зоне действия режима контртеррористической операции, на сумму 3,2 млрд рублей

РСХБ получил обращения на реструктуризацию кредитов от 42 клиентов-юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,...

Image

РСХБ получил более 600 обращений на отсрочку по кредитам от жителей Курской, Брянской и Белгородской областей

РСХБ получил 619 обращение на общую сумму 272 млн рублей на пролонгацию кредитов от жителей пострадавших населенных пунктов на территории Курской, Брянской и...

Image

Спецкурс «Столярное дело» от Центра «Мой бизнес» Московской области ждет слушателей

Серия уникальных мастер-классов для самозанятых, которые хотят расширить ассортимент своей продукции и повысить навыки в столярном деле пройдет 30 и 31 августа по адресу г. Москва, 1-й Красносельский...

Image

Искусство фотографии для самозанятых

Искусство фотографии для самозанятых

Image

Полезные знания с опорой на практику

Самозанятые Московской области приняли участие в спецкурсе «Обучу онлайн», организованном Центром «Мой бизнес» Московской области в рамках реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство», который инициировал Президент...

Image

ООО «Электрорешения» объявляет о планах трансформации в акционерное общество и привлечения частных инвесторов

Компания ООО «Электрорешения», представляющая бренд EKF на территории России, реорганизуется в акционерное общество (АО) с дальнейшими планами выхода на биржу в...

Актуальные комментарии