Принят закон об оптимизации норм импортозамещения в закупках
Госдума РФ приняла закон об оптимизации положений закупочного законодательства, регламентирующих вопросы импортозамещения.
Госдума РФ приняла закон об оптимизации положений закупочного законодательства, регламентирующих вопросы импортозамещения.
Этот законопроект был подготовлен Минфином РФ еще в прошлом году и направлен на регулирование вопросов предоставления национального режима и унификацию правил осуществления закупок при предоставлении национального режима (понятие "нацрежим" предусматривает распространение на зарубежные товары тех же правил и требований, которые действуют в отношении аналогичной российской продукции) при госзакупках и закупках госкомпаний.
"Законопроект направлен на упрощение и повышение эффективности импортозамещения при госзакупках (регулируются законом "О контрактной системе", 44-ФЗ) и закупках госкомпаний (закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", 223-ФЗ), - говорил ранее заместитель министра финансов Алексей Лавров. - Он предусматривает четыре основных новации, три из которых касаются 44-ФЗ, а одна – 223-ФЗ".
Сам документ предусматривает включение в 44-ФЗ и 223-ФЗ положений, наделяющих правительство РФ полномочиями на установление изъятий из национального режима в определенных случаях. Эти положения дадут кабинету министров право предоставлять преференции при закупках российских товаров или товаров из стран ЕАЭС, если на торгах они конкурируют с иностранными.
Также закон предусматривает введение единого правила "второй лишний" (запрет на участие в закупках поставщиков иностранной продукции при наличии хотя бы одного предложения товаров российского производства - ИФ) вместо действующего менее жесткого правила "третий лишний".
Помимо этого, предполагается распространить положение о предоставлении 15%-й ценовой преференции на все российские товары. В настоящее время эта норма действует лишь в отношении соответствующего перечня продукции.
Также правительство РФ будет устанавливать особенности определения начальной (максимальной) цены контракта в отношении российских товаров, работ, услуг, при закупках которых будут действовать запрет, ограничение (в отношении продукции иностранного производства - ИФ) или преимущество (для российской продукции - ИФ), предусмотренное закупочным законодательством. Эта норма распространяется также на контракты с едпоставщиком.
"Законопроект позволит распространить эти новые нормы на закупки в рамках 223-ФЗ, но с учетом международных обязательств РФ", - отмечал Лавров.
Речь идет о том, что в случае с закупками госкомпаний нацрежим должен предоставляться, в частности, поставщикам из стран ВТО. Здесь изъятие возможно в случае закупки правительственными структурами (в настоящее время большая часть субъектов 223-ФЗ – бюджетные и автономные учреждения - ИФ) товаров, приобретаемых для правительственных целей, а не для коммерческой перепродажи или для использования в производстве товаров для целей коммерческой продажи. То есть правительство РФ сможет устанавливать запреты и ограничения при закупках по 223-ФЗ, осуществляемых в рамках гособоронзаказа (ГОЗ) заказчиками, являющимися головными исполнителями и исполнителями, участвующими в поставках продукции по ГОЗ. Также такие запреты и ограничения смогут вводиться при закупках заказчиками из числа некоммерческих организаций, созданных РФ для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций (государственными корпорациями), для оказания государственных услуг (государственными компаниями) либо созданных РФ и наделенных функциями и полномочиями публично-правового характера, осуществляющих свою деятельность в интересах государства и общества (публично-правовая компания).
Ко второму чтению законопроект был дополнен 30 поправками, большинство из которых носит уточняющий характер. При этом Лавров ранее отмечал, что эти поправки не имеют отношения к импортозамещению, но решают различные административные вопросы в части заключения офсетных контрактов, прав заказчика не заключать его при выявлении недостоверной информации о поставщике и т.п.
Также Лавров подчеркивал, что в документ включена норма, по которой Минфин может получить право на официальную трактовку закупочного законодательства.
"Сейчас такого права у министерства нет и это порождает ряд проблем - письма Минфина не имеют юридической силы при рассмотрении споров, в том числе в судах, - говорил заместитель министра. - Прежде, когда законы активно изменялись и те или иные вопросы можно было решить путем оперативного внесения поправок, такого права министерству и не требовалось. Сейчас, когда наметилась стабилизация закупочного законодательства, такое право стало необходимым".
Помимо этого, принятый закон позволяет не применять нормы о нацрежиме при проведении закупок органами СВР России и ФСБ России (если закупаемые товары, работы, услуги необходимы для обеспечения безопасности государства), а также ФСО России (для госохраны) и Росгвардией (для борьбы с терроризмом и экстремизмом, обеспечения безопасности высших должностных лиц субъектов РФ).
Кроме того, в документ включена норма, согласно которой МВД РФ и Росрезерв смогут с 1 октября текущего года проводить свои закупки закрытыми конкурентными способами (с использованием специализированных электронных торговых площадок - ИФ). Ранее Росрезерв и его подведомственные казенные учреждения получили право осуществлять закупки малого объема (ЗМО, до 600 тыс. рублей) без использования единого агрегатора торговли (ЕАТ) "Березка". По действующим правилам "Березку" должны использовать все федеральные органы власти и их подведомственные казенные учреждения при осуществлении ЗМО в электронной форме. Исключение делается для госорганов силового блока и их подведомственных казенных учреждений.
До вступления в силу положений этого закона (1 октября текущего года, для ряда положений - 1 января 2025 года) правительству РФ предстоит подготовить соответствующую нормативную правовую базу.
"Сейчас все эти вопросы (импортозамещения - ИФ) регулируются девятью подзаконными актами, - отмечала в прошлом году директор департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина Татьяна Демидова. - Практика показала сложность этой системы. На практике возникали проблемы, связанные с разнообразием самих механизмов (запреты, ограничения, преференции), с номенклатурой товаров, на которые они распространяются, с ее пересечением. Вместо этого планируется принять универсальный подзаконный акт".
По оценке Минфина, необходимо будет принять два подзаконных акта, внести изменения в шесть документов, признать утратившими силу восемь актов, а также внести изменения в пять ведомственных актов.
Источник: (Ссылка)
14 ноября в рамках международного бизнес-форума «Мир возможностей» в Дубае состоялась выездная сессия Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ) «Право на инвестирование в науку»....
С 21 по 24 ноября 2024 года в выставочном пространстве «Даниловский Event Hall» в Москве пройдет VIII Выставка-ярмарка народных мастеров, художников и дизайнеров России «РусАртСтиль», в которой примут участие более 200...
Российская производственная компания «ОКСИТЕРРА» и Ассоциация врачей...
Развитие стартап-движения в вузах, привлечение инвестиций в университетский техпред и успешные кейсы студентов-предпринимателей стали центральными темами III Всероссийского форума технологического...
В мероприятии приняли участие около 2 тысяч человек и 120 компаний
12–14 марта 2025 года в Москве, в выставочном комплексе «Тимирязев Центр» (г. Москва, Верхняя аллея, д. 8, ст. м. «Петровско-Разумовская»), состоится 17-я Международная выставка тканей и текстильных материалов...
Проект посвящен вопросам взаимодействия бизнеса и власти, защите прав и свобод граждан, освещает социально значимые вопросы...
Торгово-промышленная палата (ТПП) РФ в ноябре проведет ежегодное исследование "Бизнес-барометр коррупции" в новом формате. Об этом сообщил глава палаты Сергей...
Сегодня прошел нулевой день II Международного форума «Ростки: Россия и Китай – взаимовыгодное сотрудничество».
Программа наставничеПрограмма наставничества для предпринимателей Московской области завершила свою работу. ства для предпринимателей Московской области завершила свою работу....
Сергей Попов давно обосновался в Кубинке Одинцовского городского округа.
Чем технологические вузовские стартапы могут быть интересны промышленности и корпорациям обсудили участники III Всероссийского форума технологического предпринимательства...
7 ноября в отеле Mantera Resort & Congress были подведены итоги XV юбилейной Премии «Выбор потребителей». Присуждение награды – прямое подтверждение приложенных усилий, способствующих развитию бизнеса и...
8 ноября 2024 года в Москве с большим успехом прошел первый Российский Ежегодный Форум «КУЛЬТУРА ТРАДИЦИИ НАСЛЕДИЕ». Форум посетили свыше 400...
14-15 ноября в Казани, на территории МВЦ «Казань Экспо», пройдет второй Международный форум «Ростки: Россия и Китай – взаимовыгодное сотрудничество», в рамках которого состоятся две выставки,...
Свои продукты и проекты представят молодые предприниматели из разных регионов России, получившие поддержку в рамках федпроекта «Платформа университетского технологического...
С 21 по 24 ноября с.г. в историческом центре Москвы ¬– в выставочном пространстве Даниловский Event Hall (Дубининская,71, м. «Тульская») – пройдёт VIII Выставка-ярмарка народных мастеров, художников и...
Представители крупнейших нефтегазовых компаний, производители оборудования и разработчики решений для ТЭК подведут итоги работы отрасли на II Технологическом саммите TNF в Тюмени 3-4 декабря 2024 года....
Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале
Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.
Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.
Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.
Портфель ответственного финансирования Сбера оценили в 3,1 млрд рублей
Москвичи с начала года сдали на переработку и экологичную утилизацию 550 т разногабаритных предметов — бытовой техники, мебели и транспортных средств — с помощью сервиса «Вывоз ненужных вещей» на портале mos.ru.
«Роснефть» организовала бурение с раствором на маловязкой углеводородной основе
Использование гибких и эффективных солнечных элементов может значительно повысить энергоэффективность и надежность этих устройств