Продажи дорожно-строительной техники резко снизились
Как на это повлияли поставки китайских машин и высокая ставка
Как на это повлияли поставки китайских машин и высокая ставка
Продажи дорожно-строительной техники в августе снизились на треть в годовом выражении, сообщили в ассоциации «Росспецмаш». Эксперты объясняют это падением спроса из-за высокой ставки ЦБ и отсутствием больших строек.
Российские заводы строительно-дорожного машиностроения отгрузили на внутренний рынок в августе продукции на 5,1 млрд руб., что на 33,5% меньше по сравнению с августом 2023 года. Об этом РБК сообщили в ассоциации «Росспецмаш» (объединяет заводы, на которые приходится 80% от всего объема производимой техники этого сегмента). По итогам восьми месяцев текущего года продажи сократились на 2%, до 49,5 млрд руб.
«Мы уже несколько месяцев наблюдаем снижение отгрузок на внутренний рынок. Это касается не только техники российского производства, но и импорт тоже падает. И это падение ускоряется. Мы наблюдаем, что запасы на складах растут на заводах и у дилеров. А связано это с тем, что снижается потребительская активность, уменьшается количество входящих заказов», — объяснил замдиректора «Росспецмаша» Вячеслав Пронин.
Собеседник РБК выделяет две основные причины снижения: высокий уровень ключевой ставки Центробанка, который «фактически уничтожает инвестпрограммы заводов и инвестпрограммы наших клиентов», а также правила по оплате работ на госстройках. «Фактически застройщики только в следующем году получат деньги за проекты, которые они выполняют в этом году. У них нет собственных наличных средств, а кредиты они взять не могут, потому что ставка завышенная», — заключает он.
rbc.group
Кроме того, на российский рынок продолжают активно выходить китайские импортеры, уточняют в ассоциации. В некоторых сегментах доля иностранных машин превышает 90%, напоминают в «Росспецмаше» (экскаваторы, фронтальные погрузчики, асфальтоукладчики).
РБК направил запрос в Минпромторг.
Статистика по сегментам
В количественном выражении в январе—августе снизились отгрузки экскаваторов (на 43,5%), кранов-трубоукладчиков (на 36%), автокранов (на 28%), автогрейдеров (на 19,5%), дорожных катков (на 12%), мини-погрузчиков (на 5%). Продажи некоторых других сегментов, наоборот, выросли. Так, отгрузки телескопических погрузчиков увеличились на 68%, экскаваторов-погрузчиков — на 96%, фронтальных погрузчиков — на 62%, гусеничных бульдозеров — на 27%, кранов-манипуляторов — на 4%.
Какие причины называют участники рынка
В «Росспецмаше» для защиты российского рынка предлагают активнее использовать госконтроль за техническим регулированием продукции и лиц-импортеров, призывают следить за выполнением сертификации импортерами. Ассоциация поддерживает недавнее решение правительства о поэтапном увеличении ставок утильсбора на долгосрочный период. В части дорожно-строительной техники индексация произойдет с 1 января 2025 года (на 15%) и в дальнейшем будет ежегодной. При этом в Минпромторге указали, что сбор на экскаваторы и экскаваторы-погрузчики вырастет только с 2026 и 2028 годов (соответственно), так как производство этой техники еще только осваивается в России.
В августе объем переданной техники, включая иностранные модели, снизился на 30% относительно августа 2023 года, приводят данные в лизинговой компании «Европлан». С января по июль фиксировался рост сделок на 7% в сегментах самоходной техники и ДСТ, сообщил РБК представитель компании. «В числе лидеров продаж в портфеле «Европлана» находятся фронтальные и ковшовые экскаваторы-погрузчики, дорожные катки и бульдозеры китайских брендов LGCE, Lonking и XCMG», — отметили в компании. Основное влияние на спрос в отношении спецтехники оказывает жесткая денежно-кредитная политика, добавляют там.
Юлия Глушкова, аналитик «Альфа-Лизинга», напоминает, что в следующем году до 1,17 трлн руб. будет направлено на новый нацпроект «Инфраструктура для жизни (ИДЖ)», который продолжит мероприятия дорожного («Безопасные и качественные дороги») и жилищного («Жилье и городская среда») нацпроектов. Это почти на 40% больше, чем в этом году, добавляет она. «Большая часть средств пойдет на строительство и модернизацию федеральных трасс, приграничных КПП, автоматизацию систем мониторинга безопасности и качества автодорог», — отмечает эксперт. В целом, по ее оценке, перспективы у дорожно-строительной отрасли положительные.
Однако в третьем квартале этого года наблюдались негативные факторы, которые оказали существенное влияние на сегмент, продолжает Глушкова. Помимо роста ключевой ставки это ослабление национальной валюты, в том числе за счет укрепления юаня. «Китайская дорожно-строительная техника активно наполняет российский рынок. В 2023 году ее объем прирос почти на 55%, в то время как отечественная дорстройтехника прибавила около 15%», — объясняет аналитик. Кроме того, до сих пор актуальны проблемы с международными платежами из-за новых пакетов санкций. Эксперт видит риски дефицита техники у дорожных строителей «при сохранении текущих условий». Возврат рынка к росту она прогнозирует в перспективе 2026 или 2027 годов, в 2025 же году «в основном сценарии объем продаж будет равен показателям текущего года».
Проблемы строительной отрасли
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting отмечает, что август — это в целом мертвый сезон, хотя это и не основной фактор, который влияет на рынок. Основным, по мнению эксперта, является снижение государственных и частных инвестиций в строительную сферу. «В инфраструктуру в первую очередь, но и жилищная стройка тоже. При текущей ставке рынок проседает, строят поменьше», — объясняет эксперт.
Исследовательская компания Sherpa Group подсчитала, что объем строительных работ в российских регионах в первой половине 2024 года превысил 6,4 трлн руб., увеличившись на 3,9% к тому же периоду прошлого года. Но темпы роста меньше, чем год назад (9,5% в первой половине 2023-го). «На это влияют завершение нацпроектов, высокая ключевая ставка, инвестиционная пауза, связанная с пересмотром и обновлением планов государства на следующие шесть лет», — отмечают в Sherpa.
С 2025 года будет особо остро заметно снижение объемов дорожно-строительных работ в связи с окончанием стройки на участках крупных трасс М-4 и М-12, считает гендиректор ассоциации НАИК (объединяет компании в сфере транспортного строительства) Мария Ярмальчук. «Объемы финансирования проектов снижаются либо переносятся «вправо», также падает остаток законтрактованных работ по госконтрактам как на строительство, так и на реконструкцию и капитальный ремонт дорог», — подтверждает она. Вместе с тем растут расходы строителей, растет долговая нагрузка, заключает эксперт.
Источник: (Ссылка)
11 октября в Санкт-Петербурге состоялась панельная сессия «Кадры для управления: синергия правительства и вузов». Мероприятие прошло в рамках XXII Форума стратегов. В работе сессии принял участие генеральный директор Национального...
Ассоциация инновационных регионов России (АИРР) и Национальное агентство развития квалификаций (НАРК) провели экспертную сессию «Предложения и практики по развитию кадрового потенциала регионов и кадрового обеспечения приоритетных отраслей...
Приглашаем на семинар по особенностям заключения договоров строительного подряда.
21 ноября 2024 года состоится конференция BizIT! Это уникальная возможность для директоров компаний, руководителей департаментов и отделов, CIO, CTO встретиться на одной площадке и получить свежие идеи для развития своего бизнеса через ИТ...
Уважаемый Василий Викторович! От лица Russian Business Guide поздравляем Вас с Днем рождения!
Рейтинговое агентство AK&M подготовило седьмой рейтинг социальной эффективности крупнейших российских...
8 ноября 2024 года состоится первый Российский Ежегодный Форум «КУЛЬТУРА ТРАДИЦИИ НАСЛЕДИЕ».
Уникальная концепция этого проекта состоит в единстве пяти дополняющих и пересекающихся отраслей, объединяющих в единой экспозиции специализированные разделы, посвященные строительной...
Форум «ПРОМТЕХЭКСПО» - это главный региональный форум, ключевая площадка для обсуждения путей реализации программ развития промышленной политики во всех отраслях...
Бизнес-поездка организована Центром поддержки экспорта региона при поддержке и участии Почётного представительства ТПП РФ в...
В Саратове подвели итоги первого этапа финала конкурса «Учитель года России» 2024, участниками которого стали 90 педагогов из разных регионов...
С 13 по 15 ноября 2024 года в Международном выставочном центре «Казань Экспо» пройдет II Международный форум «Россия и Китай – взаимовыгодное сотрудничество: РОСТКИ»....
17 октября в Общественной Палате Российской Федерации состоится ежегодный форум, который вновь соберет представителей частного образования, Правительства Российской Федерации, профильных министерств,...
24 октября 2024 года в Техническом Центре «ВОЛИН» состоится четвертое уникальное событие года: Фестиваль рабочих профессий в автомобилестроении —...
10 октября 2024 года на площадке Премио Центр состоялось праздничное мероприятие, посвященное 40-летнему юбилею Торгово-промышленной палаты Нижегородской...
В 2024 году исполняется 40 лет со дня основания Торгово-промышленной палаты Нижегородской области. К этому значимому юбилею NB собрал 40 наиболее важных фактов, характеризующих ее историю и современную...
10 октября 2024 года медиагруппа Russian Business Guide при поддержке Торгово-промышленной палаты РФ, ассоциаций «Российско-Турецкий диалог», «Российско-Азербайджанский диалог» организовала...
Завершился второй день работы в рамках бизнес-миссии IT-компаний из России в Азербайджанскую Республику.
Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале
Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.
Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.
Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.
Портфель ответственного финансирования Сбера оценили в 3,1 млрд рублей
Москвичи с начала года сдали на переработку и экологичную утилизацию 550 т разногабаритных предметов — бытовой техники, мебели и транспортных средств — с помощью сервиса «Вывоз ненужных вещей» на портале mos.ru.
«Роснефть» организовала бурение с раствором на маловязкой углеводородной основе
Использование гибких и эффективных солнечных элементов может значительно повысить энергоэффективность и надежность этих устройств