Image

Продажи дорожно-строительной техники резко снизились

Как на это повлияли поставки китайских машин и высокая ставка

Продажи дорожно-строительной техники в августе снизились на треть в годовом выражении, сообщили в ассоциации «Росспецмаш». Эксперты объясняют это падением спроса из-за высокой ставки ЦБ и отсутствием больших строек.

Российские заводы строительно-дорожного машиностроения отгрузили на внутренний рынок в августе продукции на 5,1 млрд руб., что на 33,5% меньше по сравнению с августом 2023 года. Об этом РБК сообщили в ассоциации «Росспецмаш» (объединяет заводы, на которые приходится 80% от всего объема производимой техники этого сегмента). По итогам восьми месяцев текущего года продажи сократились на 2%, до 49,5 млрд руб.

«Мы уже несколько месяцев наблюдаем снижение отгрузок на внутренний рынок. Это касается не только техники российского производства, но и импорт тоже падает. И это падение ускоряется. Мы наблюдаем, что запасы на складах растут на заводах и у дилеров. А связано это с тем, что снижается потребительская активность, уменьшается количество входящих заказов», — объяснил замдиректора «Росспецмаша» Вячеслав Пронин.

Собеседник РБК выделяет две основные причины снижения: высокий уровень ключевой ставки Центробанка, который «фактически уничтожает инвестпрограммы заводов и инвестпрограммы наших клиентов», а также правила по оплате работ на госстройках. «Фактически застройщики только в следующем году получат деньги за проекты, которые они выполняют в этом году. У них нет собственных наличных средств, а кредиты они взять не могут, потому что ставка завышенная», — заключает он.

rbc.group
Кроме того, на российский рынок продолжают активно выходить китайские импортеры, уточняют в ассоциации. В некоторых сегментах доля иностранных машин превышает 90%, напоминают в «Росспецмаше» (экскаваторы, фронтальные погрузчики, асфальтоукладчики).

РБК направил запрос в Минпромторг.

Статистика по сегментам
В количественном выражении в январе—августе снизились отгрузки экскаваторов (на 43,5%), кранов-трубоукладчиков (на 36%), автокранов (на 28%), автогрейдеров (на 19,5%), дорожных катков (на 12%), мини-погрузчиков (на 5%). Продажи некоторых других сегментов, наоборот, выросли. Так, отгрузки телескопических погрузчиков увеличились на 68%, экскаваторов-погрузчиков — на 96%, фронтальных погрузчиков — на 62%, гусеничных бульдозеров — на 27%, кранов-манипуляторов — на 4%.

Какие причины называют участники рынка
В «Росспецмаше» для защиты российского рынка предлагают активнее использовать госконтроль за техническим регулированием продукции и лиц-импортеров, призывают следить за выполнением сертификации импортерами. Ассоциация поддерживает недавнее решение правительства о поэтапном увеличении ставок утильсбора на долгосрочный период. В части дорожно-строительной техники индексация произойдет с 1 января 2025 года (на 15%) и в дальнейшем будет ежегодной. При этом в Минпромторге указали, что сбор на экскаваторы и экскаваторы-погрузчики вырастет только с 2026 и 2028 годов (соответственно), так как производство этой техники еще только осваивается в России.

В августе объем переданной техники, включая иностранные модели, снизился на 30% относительно августа 2023 года, приводят данные в лизинговой компании «Европлан». С января по июль фиксировался рост сделок на 7% в сегментах самоходной техники и ДСТ, сообщил РБК представитель компании. «В числе лидеров продаж в портфеле «Европлана» находятся фронтальные и ковшовые экскаваторы-погрузчики, дорожные катки и бульдозеры китайских брендов LGCE, Lonking и XCMG», — отметили в компании. Основное влияние на спрос в отношении спецтехники оказывает жесткая денежно-кредитная политика, добавляют там.

Юлия Глушкова, аналитик «Альфа-Лизинга», напоминает, что в следующем году до 1,17 трлн руб. будет направлено на новый нацпроект «Инфраструктура для жизни (ИДЖ)», который продолжит мероприятия дорожного («Безопасные и качественные дороги») и жилищного («Жилье и городская среда») нацпроектов. Это почти на 40% больше, чем в этом году, добавляет она. «Большая часть средств пойдет на строительство и модернизацию федеральных трасс, приграничных КПП, автоматизацию систем мониторинга безопасности и качества автодорог», — отмечает эксперт. В целом, по ее оценке, перспективы у дорожно-строительной отрасли положительные.

Однако в третьем квартале этого года наблюдались негативные факторы, которые оказали существенное влияние на сегмент, продолжает Глушкова. Помимо роста ключевой ставки это ослабление национальной валюты, в том числе за счет укрепления юаня. «Китайская дорожно-строительная техника активно наполняет российский рынок. В 2023 году ее объем прирос почти на 55%, в то время как отечественная дорстройтехника прибавила около 15%», — объясняет аналитик. Кроме того, до сих пор актуальны проблемы с международными платежами из-за новых пакетов санкций. Эксперт видит риски дефицита техники у дорожных строителей «при сохранении текущих условий». Возврат рынка к росту она прогнозирует в перспективе 2026 или 2027 годов, в 2025 же году «в основном сценарии объем продаж будет равен показателям текущего года».

Проблемы строительной отрасли
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting отмечает, что август — это в целом мертвый сезон, хотя это и не основной фактор, который влияет на рынок. Основным, по мнению эксперта, является снижение государственных и частных инвестиций в строительную сферу. «В инфраструктуру в первую очередь, но и жилищная стройка тоже. При текущей ставке рынок проседает, строят поменьше», — объясняет эксперт.

Исследовательская компания Sherpa Group подсчитала, что объем строительных работ в российских регионах в первой половине 2024 года превысил 6,4 трлн руб., увеличившись на 3,9% к тому же периоду прошлого года. Но темпы роста меньше, чем год назад (9,5% в первой половине 2023-го). «На это влияют завершение нацпроектов, высокая ключевая ставка, инвестиционная пауза, связанная с пересмотром и обновлением планов государства на следующие шесть лет», — отмечают в Sherpa.

С 2025 года будет особо остро заметно снижение объемов дорожно-строительных работ в связи с окончанием стройки на участках крупных трасс М-4 и М-12, считает гендиректор ассоциации НАИК (объединяет компании в сфере транспортного строительства) Мария Ярмальчук. «Объемы финансирования проектов снижаются либо переносятся «вправо», также падает остаток законтрактованных работ по госконтрактам как на строительство, так и на реконструкцию и капитальный ремонт дорог», — подтверждает она. Вместе с тем растут расходы строителей, растет долговая нагрузка, заключает эксперт.

Источник: (Ссылка)

Image

На Форуме стратегов обсудили подготовку госслужащих

11 октября в Санкт-Петербурге состоялась панельная сессия «Кадры для управления: синергия правительства и вузов». Мероприятие прошло в рамках XXII Форума стратегов. В работе сессии принял участие генеральный директор Национального...

Image

НАРК и АИРР провели экспертную сессию

Ассоциация инновационных регионов России (АИРР) и Национальное агентство развития квалификаций (НАРК) провели экспертную сессию «Предложения и практики по развитию кадрового потенциала регионов и кадрового обеспечения приоритетных отраслей...

Image

Строим будущее без подводных камней!

Приглашаем на семинар по особенностям заключения договоров строительного подряда.

Image

Приглашаем вас на конференцию BizIT

21 ноября 2024 года состоится конференция BizIT! Это уникальная возможность для директоров компаний, руководителей департаментов и отделов, CIO, CTO встретиться на одной площадке и получить свежие идеи для развития своего бизнеса через ИТ...

Image

Сегодня свой День рождения отмечает Управляющий партнёр Tax & Legal management Василий Викторович Ваюкин

Уважаемый Василий Викторович! От лица Russian Business Guide поздравляем Вас с Днем рождения!

Image

28 ноября участники конференции «(НЕ)ФИНАНСОВАЯ ОТЧЁТНОСТЬ» обсудят социальную эффективность крупнейших российских компаний

Рейтинговое агентство AK&M подготовило седьмой рейтинг социальной эффективности крупнейших российских...

Image

СПП «Иволга» проводит Российский Ежегодный Форум «КУЛЬТУРА ТРАДИЦИИ НАСЛЕДИЕ»

8 ноября 2024 года состоится первый Российский Ежегодный Форум «КУЛЬТУРА ТРАДИЦИИ НАСЛЕДИЕ».

Image

XXVII Выставка-форум "Сибирская строительная неделя", пройдет в г .Омске 20-21 мая 2025 года.

Уникальная концепция этого проекта состоит в единстве пяти дополняющих и пересекающихся отраслей, объединяющих в единой экспозиции специализированные разделы, посвященные строительной...

Image

XXVI Сибирский промышленно-инновационный форуме «ПРОМТЕХЭКСПО», пройдет с 25 по 26 марта 2025 года в городе Омске

Форум «ПРОМТЕХЭКСПО» - это главный региональный форум, ключевая площадка для обсуждения путей реализации программ развития промышленной политики во всех отраслях...

Image

Делегация компаний из Владимирской области, представляющая предпринимателей строительного сектора, три дня работает в рамках деловой миссии в Баку

Бизнес-поездка организована Центром поддержки экспорта региона при поддержке и участии Почётного представительства ТПП РФ в...

Image

«Пионера цифровых решений» определили на Всероссийском профессиональном конкурсе «Учитель года России» 2024

В Саратове подвели итоги первого этапа финала конкурса «Учитель года России» 2024, участниками которого стали 90 педагогов из разных регионов...

Image

II Российско-китайский форум как платформа наращивания сотрудничества с ключевыми партнерами двух стран

С 13 по 15 ноября 2024 года в Международном выставочном центре «Казань Экспо» пройдет II Международный форум «Россия и Китай – взаимовыгодное сотрудничество: РОСТКИ»....

Image

Ежегодный федеральный форум негосударственного образования ФОНО пройдет в Москве

17 октября в Общественной Палате Российской Федерации состоится ежегодный форум, который вновь соберет представителей частного образования, Правительства Российской Федерации, профильных министерств,...

Image

Инвестируем в будущее России – поколение молодых квалифицированных специалистов

24 октября 2024 года в Техническом Центре «ВОЛИН» состоится четвертое уникальное событие года: Фестиваль рабочих профессий в автомобилестроении —...

Image

Торгово-промышленная палата Нижегородской области отметила 40-летний юбилей

10 октября 2024 года на площадке Премио Центр состоялось праздничное мероприятие, посвященное 40-летнему юбилею Торгово-промышленной палаты Нижегородской...

Image

40 фактов о ТПП Нижегородской области

В 2024 году исполняется 40 лет со дня основания Торгово-промышленной палаты Нижегородской области. К этому значимому юбилею NB собрал 40 наиболее важных фактов, характеризующих ее историю и современную...

Image

Круглый стол «Развитие франчайзинга в России. Сотрудничество с дружественными странами»

10 октября 2024 года медиагруппа Russian Business Guide при поддержке Торгово-промышленной палаты РФ, ассоциаций «Российско-Турецкий диалог», «Российско-Азербайджанский диалог» организовала...

Image

Бизнес-миссия российских IT-компаний продолжила работу в Азербайджане

Завершился второй день работы в рамках бизнес-миссии IT-компаний из России в Азербайджанскую Республику.

Актуальные комментарии