Илья Хомяков: «Создаëм интерьеры, которые пробуждают эмоции»
Илья и Светлана Хомяковы основали студию дизайна и архитектуры QuatroBase более пятнадцати лет назад.
Илья и Светлана Хомяковы основали студию дизайна и архитектуры QuatroBase более пятнадцати лет назад.
Творческий и семейный тандем выпускников МАРХИ сложился ещё в период их учёбы, а сегодня ими реализовано множество успешных проектов как в России, так и за её пределами, а сами основатели QuatroBase регулярно входят в список лучших отечественных архитекторов и дизайнеров. Их имена и проекты часто появляются на страницах известных журналов по дизайну и интерьеру. Они – герои сюжетов на популярных телеканалах. Каждый их проект – уникальное произведение искусства. О том, как формировался их авторский почерк, что служит источником вдохновения, и о наиболее знаковых проектах рассказывает Илья Хомяков.
– Илья, как же создавалась студия QuatroBase и что означает её необычное название?
– Создание собственной студии – это логичное продолжение нашего творческого и семейного союза со Светой. Мы начали встречаться ещё в институте и даже вместе делали дипломный проект. После выпуска около года работали в архитектурном бюро, но быстро поняли, что нам не очень интересно заниматься крупными строительными проектами. Хотелось быть ближе к людям, помогать им, как бы громко это ни звучало. И вот в 2007 году я предложил Свете отправиться в «свободное плавание», и она меня, как всегда, поддержала!
Название студии составное, многослойное: «quatro» – от латинского «четыре»; и «base» – от английского «основа». В нём переплелись несколько смыслов. Какая первая ассоциация с предметом интерьера на четырёх ножках? Это стол или стул, что-то устойчивое, функциональное – а мы делаем интерьеры для людей, глубоко погружаемся в решение их проблем (практических и эстетических). Так что в первую очередь название символизирует основательность нашего подхода. В то же время это искусство, творчество: от проектирования пространства до детальной проработки эстетики. Название отражает базовые принципы нашего творчества.
– А как формировался ваш авторский почерк? И как бы вы описали свой стиль сегодня?
– Можно сказать, мы свой стиль сами сформировали. Я запоем перелопачивал огромное количество литературы: книг, журналов по дизайну. Какое-то время покупал все существовавшие печатные издания по интерьеру. В то время рынок интерьерной прессы бурлил, а для дизайнера крайне важна насмотренность – нужно наблюдать за тем, что и как создаётся в мире, понимать принципы и язык эстетики.
Моими учителями были и замечательные книги. Например, прекрасного английского дизайнера Келли Хоппен: «Дом Келли Хоппен» и «Секреты дизайна» – её отличает сдержанный современный стиль.
Отмечу также книгу Нины Кэмпбелл «Элементы дизайна». Для неё характерен более декоративный стиль, с большим количеством элементов, и она потрясающе работает с цветом: неожиданные сочетания, порой совершенно эклектично «заваренные смеси», дающие прекрасный результат.
Иными словами, мы вместе изучали разные стилистики в интерьерах у разных авторов. Находили что-то близкое для себя. И никогда мне не была близка некая одномерность, строгое следование стилю, скажем – «чистый классицизм», «чистое барокко»; меня всегда влекли сложные сочетания стилей, где чувствуется авторский подход, где нет правил.
На мой взгляд, сегодня мало кто работает в каком-то одном стиле, в современных пространствах всё проникает друг в друга, смешивается, везде царит эклектика. Только градус её различен. И в наших интерьерах градус смелости и креативности весьма высок.
Это наш плюс – мы не создаём то, что можно легко забыть, что не вызывает никаких эмоций. А как назвать стиль? Мы его называем «стиль Хомяковых» – коротко и ясно.
– Как при таком подходе удаётся создавать цельный гармоничный образ?
– При проектировании мы придерживаемся подхода «от общего к частному». Идём от общей идеи нашего интерьерного пространства. Скажем, мы хотим сделать уютный дом. А что такое уют для определённого клиента? Ведь мы создаём проекты для конкретных людей – со своими представлениями. Для кого-то это бабушкина вышивка, для кого-то – графичность и минимализм. Когда общий стиль становится понятным, то уже легко подобрать конкретные предметы, которые оживут в интерьере и будут сочетаться между собой. Нравятся заказчику такой-то торшер и такая-то кровать – мы смотрим, как они буду сочетаться вместе. Если что-то не нравится, то всегда можно подобрать замену, которая гармонично впишется в общую стилистику.
– Как вы выстраиваете контакт с заказчиками?
– На взаимном доверии. Вся работа над проектом начинается с того, что мы совместно изучаем референсы: смотрим близкие заказчикам интерьеры, сотни фотографий, картинок, записываем их реакцию. И находим общий визуальный язык.
Очень важно, чтобы клиенты нам доверяли. Наш интерес в проекте не меньше, чем их. И мы работаем, чтобы получить лучший результат, и, как профессионалы, знаем, как обогатить визуально проект и таким образом сделать его ещё интереснее.
И, пожалуй, все лучшие наши проекты родились в том числе из полного взаимопонимания и доверия с нашими заказчиками.
Важная часть нашей работы с заказчиком – бюджетирование проекта. На первых встречах мы делаем большую таблицу расходов и примерно понимаем рамки, в которых можем работать. Верхней границы не существует в принципе, но нижнюю мы можем провести и найти комфортный для заказчика бюджет. Расхождение между запланированным бюджетом и итоговым, если и есть, то небольшое; и не всегда в сторону повышения, часто удаётся потратить немного меньше, чем мы изначально планировали.
Сейчас мы все проекты делаем с реализацией, всё наполнение происходит под нашим личным контролем, поэтому все интерьеры QuatroBase, которые публикуются в профильных изданиях, полностью наши «от и до».
– Вы создаёте не только интерьеры, но и предметы по собственным эскизам. Насколько для вас важно развитие предметного дизайна?
– Это логичное продолжение нашего подхода к дизайну. Любой проект мы начинаем с эскиза, смело фантазируем, так как важно, чтобы создаваемые нами интерьеры были по-настоящему индивидуальны, со своим характером, атмосферой, чтобы они отражали те ценности, которые нам дороги. Поэтому мы огромное количество предметов интерьера придумываем сами. С самого начала своей практики создавали собственные объекты, и постепенно их становилось всё больше. Если начинали в основном со столярных, функциональных предметов, то сейчас у нас появилось больше предметов декоративно-прикладного искусства. Например, скульптуры из акрила, металла. Мы очень много экспериментируем с материалами: к примеру, делаем небольшие предметы из конструктора Lego – подсвечники, лампы. В коллаборации с моим другом-художником создали серию декоративных панно, где абстрактные формы, закрашенные разными цветами, выступают из плоского пространства, создавая объём, играя и цветом, и формой.
– Какие проекты стали наиболее запоминающимися для вас?
– Было много и интересных, и вдохновляющих, и сложных. Один из них – «Остров Фантазий» по названию ЖК. Перед нами стояла крайне интересная задача – по сути, это была реставрация. Пришла заказчица, которой очень нравились наши работы. Она купила квартиру с уже сделанным ремонтом, который был выполнен где-то в конце 90-х гг. и который совершенно не подходил ей. Она очень яркая, креативная, а вся квартира была в тёмных тонах, обшита деревянными панелями. Не затевая крупный ремонт, без демонтажа, а исключительно декоративными методами, мы должны были преобразить пространство из тёмного и мрачного в жизнерадостное, светлое. Исходный интерьер приобрёл новый облик за счёт использования новых цветов и тканей, предметов искусства и множества неожиданных деталей.
Раньше в центре было пустое пространство. Мы поделили гостиную на три зоны: столовая слева, арт-зона с галерейной стеной по центру и лаунж-зона справа. Слева добавили вторую колонну – для обособления зоны обеденного стола с помощью архитектурной симметрии. Обе колонны обшиты состаренными зеркалами.
Проект «Арт и Ритм» мы делали для неё же. Это городская квартира в центре Москвы. И здесь, наверное, нам впервые удалось наиболее полно реализовать свои идеи в предметном дизайне. Всё, за исключением нескольких знаковых предметов, изготовлено специально для этой квартиры по нашему дизайну, включая ковровое покрытие. Для этого проекта мы придумали объёмное панно и акриловую скульптуру, заложили то направление, которое мы развиваем и по сей день. Интересно, что этот проект полностью отличается от первого. Если в «Острове Фантазий» визуальное богатство «выкручено» на максимум, то здесь заказчице хотелось более спокойного, а с другой стороны – возможно, ещё более экспериментального. И таким проект и получился.
Ещё знаковый для нас проект – «Спокойная квартира», который мы реализовали в нашей эклектичной стилистике, но более сдержанной, создав спокойное, но одновременно яркое и запоминающееся пространство со своим особым характером. Это один из наших самых интересных проектов по количеству неожиданных идей. Мы многое для него придумали, но особенно он ценен тем, что работали с очень сдержанным цветом, но использовали необычные сочетания, непривычные мебельные формы, много работали с фактурой и смогли создать оригинальный, запоминающийся интерьер.
Один из самых наших известных проектов – дуплекс в Барселоне. Идея проекта – соединить светлый испанский стиль с уютной русской дачей. Это был сложный проект, квартира была продана с уже готовым ремонтом, кроме того, у заказчика большая семья, много детей, каждому требуются отдельная спальня, отельная ванная, таких комнат много – и это небольшие помещения. Визуально расширять пространства приходилось в основном декоративными методами. И благодаря нашей работе они не кажутся тесными, давящими. Мы реализовали этот проект в 2014 году, но нам удалось сделать его вневременным, актуальным и спустя 10 лет.
Отмечу и наш собственный дом, который мы построили четыре года назад. Это пример проекта, когда мы работали с объектом полностью: от архитектурных решений до ландшафтного дизайна и, естественно, интерьера. В процессе мы поняли, что проектирование для себя сильно отличается от проектирования для заказчика. Когда мы делаем проект для кого-то, мы думаем, как наш дизайн поможет решить проблемы заказчика. Для себя – это оказалось сложнее. Идеи, каким должен быть наш дом, менялись постоянно. Мы уже почти закончили проект, съёмка через неделю, а мы берём и перекрашиваем комнату, потому что вдруг не понравился цвет. Действовали без оглядки, ничто нас не сдерживало в экспериментах.
И совсем новый проект – шоурум «Планета Дизайн». К нам обратилась мебельная компания, пожелавшая сделать яркий и необычный шоурум, в который хотелось бы приходить клиентам, которым будет уютно и приятно здесь бывать, знакомиться с возможностями мебельной компании. И весь концепт проекта, вплоть до отдельно стоящих предметов, например – обеденного стола в переговорной, выполнен нами.
– Впечатляет. Илья, а что же дальше? Каким вы видите будущее QuatroBase?
– Смотрим в него с оптимизмом и видим себя признанными специалистами международного уровня, так что будем расширять географию наших проектов и развиваться.
Развитие стартап-движения в вузах, привлечение инвестиций в университетский техпред и успешные кейсы студентов-предпринимателей стали центральными темами III Всероссийского форума технологического...
В мероприятии приняли участие около 2 тысяч человек и 120 компаний
12–14 марта 2025 года в Москве, в выставочном комплексе «Тимирязев Центр» (г. Москва, Верхняя аллея, д. 8, ст. м. «Петровско-Разумовская»), состоится 17-я Международная выставка тканей и текстильных материалов...
Проект посвящен вопросам взаимодействия бизнеса и власти, защите прав и свобод граждан, освещает социально значимые вопросы...
Торгово-промышленная палата (ТПП) РФ в ноябре проведет ежегодное исследование "Бизнес-барометр коррупции" в новом формате. Об этом сообщил глава палаты Сергей...
Сегодня прошел нулевой день II Международного форума «Ростки: Россия и Китай – взаимовыгодное сотрудничество».
Программа наставничеПрограмма наставничества для предпринимателей Московской области завершила свою работу. ства для предпринимателей Московской области завершила свою работу....
Сергей Попов давно обосновался в Кубинке Одинцовского городского округа.
Чем технологические вузовские стартапы могут быть интересны промышленности и корпорациям обсудили участники III Всероссийского форума технологического предпринимательства...
7 ноября в отеле Mantera Resort & Congress были подведены итоги XV юбилейной Премии «Выбор потребителей». Присуждение награды – прямое подтверждение приложенных усилий, способствующих развитию бизнеса и...
8 ноября 2024 года в Москве с большим успехом прошел первый Российский Ежегодный Форум «КУЛЬТУРА ТРАДИЦИИ НАСЛЕДИЕ». Форум посетили свыше 400...
14-15 ноября в Казани, на территории МВЦ «Казань Экспо», пройдет второй Международный форум «Ростки: Россия и Китай – взаимовыгодное сотрудничество», в рамках которого состоятся две выставки,...
Свои продукты и проекты представят молодые предприниматели из разных регионов России, получившие поддержку в рамках федпроекта «Платформа университетского технологического...
С 21 по 24 ноября с.г. в историческом центре Москвы ¬– в выставочном пространстве Даниловский Event Hall (Дубининская,71, м. «Тульская») – пройдёт VIII Выставка-ярмарка народных мастеров, художников и...
Представители крупнейших нефтегазовых компаний, производители оборудования и разработчики решений для ТЭК подведут итоги работы отрасли на II Технологическом саммите TNF в Тюмени 3-4 декабря 2024 года....
Почётный представитель ТПП РФ в Азербайджане, председатель подкомитета ТПП РФ по корпоративным медиа Мария Суворовская выступила на XXI заседании Международного совета делового сотрудничества торгово-промышленных палат стран...
Второй год подряд Международный форум «Россия и Китай – взаимовыгодное сотрудничество: РОСТКИ» соберет в г. Казани представителей бизнес-кругов России и Китая для обсуждения вопросов двустороннего...
В середине октября в Московской области стартовал трехнедельный курс обучения для индивидуальных предпринимателей и владельцев ООО. В партнерстве с опытными наставниками слушатели прорабатывают свои бизнес-проекты, идеи,...
Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале
Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.
Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.
Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.
Портфель ответственного финансирования Сбера оценили в 3,1 млрд рублей
Москвичи с начала года сдали на переработку и экологичную утилизацию 550 т разногабаритных предметов — бытовой техники, мебели и транспортных средств — с помощью сервиса «Вывоз ненужных вещей» на портале mos.ru.
«Роснефть» организовала бурение с раствором на маловязкой углеводородной основе
Использование гибких и эффективных солнечных элементов может значительно повысить энергоэффективность и надежность этих устройств