Image

Бизнес заявил о риске банкротств и сокращений в дорожном строительстве

На какие меры поддержки рассчитывают компании

Национальная ассоциация инфраструктурных компаний ожидает сокращений персонала и банкротств подрядчиков на фоне снижения объемов строительства после пиковых для отрасли двух лет. В Минстрое рассматривают меры поддержки отрасли
.

Национальная ассоциация инфраструктурных компаний (НАИК; объединяет крупнейших игроков отрасли, в частности «Нацпроектстрой», «Трансстроймеханизацию», «Автобан» и др.) ожидает «деградации отрасли» и ряд негативных последствий для экономики в целом при отсутствии государственных мер поддержки. Об этом говорится в аналитическом обзоре организации «Дорожное строительство: оценка состояния и перспективы развития» (подготовлен на основе результатов опроса среди 15 компаний и групп компаний, занимающих более 50% рынка), с которым ознакомился РБК.

«Отсутствие социально значимых проектов по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог и мостов, формирующих единую опорную транспортную сеть страны, смещение финансирования по уже реализующимся объектам на один—три года в сочетании с высокой ключевой ставкой и ростом издержек приведут к деградации отрасли и негативным последствиям для экономики в целом», — говорится в документе.

К негативным последствиям авторы обзора относят:

rbc.group
Реклама 00:00
00:00 / 01:52
Пропустить рекламу можно через
утрату подрядными организациями накопленных компетенций, персонала, техники, расформирование мощностей;
замедление экономического роста отрасли и снижение налоговых поступлений;
массовое высвобождение персонала, рост социальной напряженности в инфраструктурной отрасли и смежных отраслях;
рост убытков и банкротства подрядных организаций;
невозможность оперативной мобилизации отрасли в сжатые сроки в будущем.
Что случилось
«В целях своевременного и качественного исполнения возложенных государственных задач отрасль дорожно-мостового строительства к 2023–2024 годам достигла исторического пика своего развития. Подрядные организации нарастили парк техники, сформировали высококлассные трудовые коллективы», — говорится в обзоре.

Ухудшение показателей отрасли объясняется макроэкономическими факторами. У компаний выросли расходы на оплату труда сотрудников: среднемесячная заработная плата по организациям, вошедшим в выборку, увеличилась в 2023 году на 15,5%, а за девять месяцев 2024-го — на 29,6%. По данным Росстата, средняя зарплата в строительной отрасли в минувшем сентябре составила 84,1 тыс. руб., что на 18,5% больше, чем в прошлогоднем. Средняя зарплата за девять месяцев равнялась 81,1 тыс. руб., что на 20,7% больше, чем в январе—сентябре 2023-го. Более поздние данные на момент публикации не раскрывались.

Выросла долговая нагрузка, указывает НАИК: «По данным кредитных организаций, отношение суммы обязательств 25 крупнейших дорожно-строительных компаний к EBITDA без государственных гарантий составляет 1,6 (в 2023 году — 1,1), а с государственными гарантиями — 3,2 (в 2023 году — 2,7)».

На финансовые показатели также влияет увеличение объемов лизингового портфеля по отношению к 2022 году на 114% и удорожание по лизинговым договорам на 54,6%. Как указывали аналитики «Эксперт РА» в отчете по рынку лизинга за девять месяцев 2024 года, высокие процентные ставки и продолжающееся удорожание предметов лизинга «на фоне роста неопределенности» в экономике ограничивают деловую активность бизнеса: количество заключенных сделок респондентов в январе—сентябре 2024-го не превысило прошлогоднего значения и составило 344 тыс.: «Повышение ключевой ставки и, как следствие, увеличение размера лизинговых платежей обусловили рост средней суммы лизингового договора с 12,4 млн до 15,8 млн руб., или на 28%, что кратно превышает официально заявленный уровень инфляции». Спрос на строительную технику уменьшился в связи с замедлением темпов роста строительного сектора на фоне завершения льготных ипотечных программ и снижения покупательской способности населения из-за удорожания недвижимости и высоких ставок по кредитам, указывали аналитики: «В текущих рыночных условиях строительные компании снижают инвестиционную активность, чтобы избежать в дальнейшем накопления нереализованных объектов недвижимости».

НАИК обращает внимание на то, что начиная с 2024 года наблюдается тенденция к значительному снижению объемов дорожно-строительных работ, которая станет «особо острой» с 2025 года после окончания строительства участков трасс М-4 и М-12. «Объемы финансирования снижаются либо переносятся «вправо». По объектам, планировавшимся к заключению в 2024 году, стоимостью от 5 млрд руб. и выше финансирование перенесено на последующие годы. Остаток законтрактованных, но не выполненных работ (бэклог) по государственным контрактам на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог и искусственных сооружений в период 2022–2027 годов резко снижается», — указывает в обзоре ассоциация.

По данным НАИК, в этом году наблюдается снижение основных параметров отрасли. Совокупная выручка по итогам года составит 57,1% от уровня 2022-го. Остаток законтрактованных работ с 2024 по 2027 год снизится с 54,9 до 10,2%. Производственные и финансовые показатели падают параллельно с увеличением расходов на основные строительные материалы: щебень, песок, битум, арматурный и листовой прокат, дизельное топливо в 2023 году подорожали на 11,1%, а за три квартала 2024-года еще на 9,7%.

Что происходило с ценами на стройматериалы
По данным Росстата, индекс цен на щебень, приобретенный строительными организациями, в апреле 2024 года вырос на 16,38% к марту; в июле цены поднялись еще на 0,32%, а в сентябре снизились к августу на 34%. Индекс цен на приобретенные песчано-гравийные смеси в июле вырос на 9,25%, в остальные месяцы не менялся. Индекс цен на купленные строителями нефтяные битумы рос в мае на 15,3%, в июне — на 11,16%, в июле — на 2,29%. Начиная с последнего месяца лета показатель снижался — на 0,64% в августе, на 0,06% в сентябре и на 0,27% в октябре.

В обзоре со ссылкой на данные Росстата и расчеты НИУ ВШЭ говорится, что средняя рентабельность в дорожном строительстве не превышает 2,6–3,3%, тогда как в строительной отрасли, включая жилищное строительство, она достигает 9,2%.

Что предлагает НАИК
Для сохранения устойчивости отрасли ассоциация считает необходимым продлить на 2025 год возможность авансировать до 50% от цены государственного контракта на поставку товаров и оказание работ и услуг. Требуется также исключить увеличение сроков работ по контракту без индексации его цены, ввести систему оценки компаний для предоставления игрокам с высоким рейтингом мер поддержки, в числе которых право не предоставлять обеспечение под аванс или исполнение контракта.

Еще одна мера поддержки — разрешение компаниям отрасли направлять средства из лимита на непредвиденные расходы и затраты на оплату процентов по банковским кредитам в тех случаях, когда они привлекаются отраслевыми игроками для досрочного исполнения договора подряда или при отставании графика финансирования от графика строительно-монтажных работ.

В пресс-службе Минстроя РБК сообщили, что консолидированные предложения по продлению и введению новых мер поддержки строительной отрасли формируются при участии экспертного сообщества. Рассматриваются и предложения НАИК. «На текущий момент указанный перечень предложений по системным мерам поддержки направлен в отраслевые министерства для оперативного рассмотрения», — отметил представитель ведомства.

Что может помочь дорожным строителям
Как отмечал гендиректор компании «Регион Лизинг» Рустем Мухамедов, лизинговые компании с «оптимизмом смотрят на новый нацпроект «Инфраструктура для жизни», «который продолжит мероприятия дорожного и жилищного нацпроектов»: «По прогнозам, на него будет направлено до 1,17 трлн руб. Бóльшая часть средств пойдет на строительство и модернизацию федеральных трасс, приграничных КПП, автоматизацию систем мониторинга безопасности и качества автодорог. Это поддержит положительную динамику сегмента дорожно-строительной техники».

Нацпроект разработан по поручению президента Владимира Путина. Вице-премьер Марат Хуснуллин на встрече с главой государства 31 октября говорил, что формирование нацпроекта утверждено и тот должен быть принят в декабре. Он состоит из 12 федеральных проектов, за пять из которых будет отвечать Минстрой, в том числе за мероприятия по дорожному строительству.

В 2025–2027 годах на нацпроект из бюджета будет направлено почти 4 трлн руб., из которых 1,17 трлн руб. запланировано на 2025 год.

Гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что при переносе сроков финансирования у подрядчиков возникают кассовые разрывы, которые в условиях высокой ключевой ставки зачастую невозможно закрыть кредитными средствами. По его мнению, наименее вероятно разрешение игрокам рынка хранить авансы на банковских депозитах. При этом индексация цен госконтрактов и увеличение объемов авансирования в той или иной форме возможны.

Эксперт отмечает, что сегодня в России формируются два параллельных рынка — льготного и рыночного кредитования и маловероятно, что государство будет резко расширять рынок льготного кредитования, добавляя в него крупные инфраструктурные проекты: «Следующий год будет для отрасли таким же сложным, как 2024 год. С одной стороны, заявлены крупные проекты, например ВСМ. С другой стороны, их реализация может смещаться. При этом крупным инфраструктурным компаниям, по всей видимости, не дадут упасть, чтобы не допустить эффекта домино на подрядные и субподрядные организации».

РБК направил запросы в аппарат Хуснуллина и крупным игрокам отрасли — в «Нацпроектстрой», «Автобан», «Центрдорстрой», АБЗ-1 и другие компании.

Источник: (Ссылка)

Image

Итоговое заседание Нацсовета в 2024 году

11 декабря состоялось 86-е заседание Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. Участники рассмотрели вопросы реализации Стратегии развития Национальной системы квалификаций (НСК), использования...

Image

Объявлены победители конкурса СМИ

12 декабря состоялось торжественное награждение лауреатов и призеров VIII Конкурса для журналистов, СМИ и авторов социальных медиа «Национальная система...

Image

«Шуйские ситцы»: здоровая конкуренция на выставке TEXTILE&HOME – это классно!

На прошедшей выставке «TEXTILE&HOME-2024.Осень» посетители смогли увидеть уникальное по своей структуре пространство – Тренд-зону, созданную для раскрытия трендов и проведения мероприятий деловой программы....

Image

Мы с вами формируем будущее страны

С такими словами обратился к участникам Форума «Мой Бизнес. Открывая новые горизонты» депутат Госдумы, певец, автор-исполнитель, поэт, актёр и музыкальный продюсер Денис...

Image

Как использовать IT-технологии в бизнесе обсудят участники Форума «Мой Бизнес. Открывая новые горизонты»

Форум пройдет 14 декабря в Москве по адресу: Гоголевский бульвар, 8, Арт Холл Музосфера. Начало – в 12.00. К участию приглашаются самозанятые и предприниматели Московской...

Image

Вице-президент ТПП РФ Вадим Чубаров выступил на семинаре о медиации в Калуге

В Правительстве Калужской области состоялся семинар «Медиация как эффективный механизм урегулирования предпринимательских споров». В нем участвовали представители ТПП...

Image

Завершился цикл бизнес-визитов к предпринимателям Подмосковья

Данный проект организован центром «Мой бизнес» Московской области в рамках реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство», который инициировал Президент России и проходил с 25 ноября по 5 декабря 2024 года....

Image

«ИНТЕРТКАНЬ-2025.Весна» приглашает на семинар «Эффективное участие в выставке»

30 января в Москве состоится семинар-интенсив «Эффективное участие в выставках», который будет организован дирекцией выставки совместно с агентством выставочного консалтинга «ЭкспоЭффект». Проведет...

Image

Финальная пресс-конференция — 2024

12 декабря в 11:00 (мск) Национальное агентство развития квалификаций проведет пресс-конференцию, посвященную итогам 2024 года. Также на мероприятии состоится награждение победителей и призеров VIII Конкурса для журналистов, СМИ и авторов социальных медиа...

Image

VII Международный форум «Малоэтажная Россия – 2024»

11 декабря 2024 года в 10.00 в Конгресс-центре ТПП РФ (ул. Ильинка, д. 6, стр. 1) состоится пленарное заседание VII Международного форума «Малоэтажная Россия — 2024» по теме «Развитие индивидуального жилищного строительства в рамках...

Image

Масштабная отраслевая выставка АГРОС 2025 Запланируйте посещение на все три дня, чтобы успеть всё!

22-24 января 2025 года, в Москве, в МВЦ «Крокус Экспо», при активном участии профильных департаментов Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и ведущих отраслевых...

Image

ЛЕОВИТ инвестирует 1,8 млрд. рублей в новый завод по производству лечебного питания

Российская компания «ЛЕОВИТ» в 2025 году запустит в Рязанской области завод по производству специализированного лечебного и профилактического...

Image

Открыта онлайн-регистрация посетителей на юбилейные летние выставки Rosmould | Rosplast | 3D-TECH 2025

Шесть месяцев осталось до открытия юбилейных промышленных выставок индустрии пресс-форм и штампов и полимерной отрасли Rosmould и Rosplast, которые пройдут в Москве 17-19 июня...

Image

Сила бизнеса — в обмене опытом: IX Ежегодный Форум «Время инноваций» состоится в Сочи

В современном мире, стремительно меняющемся под воздействием передовых технологий и глобальных вызовов, важность внедрения инноваций становится более очевидной, чем когда-либо. Инновации — не...

Image

Эксперт ТПП РФ Ольга Чернокоз: сейчас нужно развивать собственные тематические медиа, которые не будут зависеть от других площадок

Дзен Новости представили нейродайджест, который вызвал интерес и дискуссии среди специалистов в области медиа. В официальных письмах,...

Image

На XVI Международном Энергетическом Форуме EnergySpace обсудят современные реалии и прогнозы энергетического баланса в глобальной повестке

17 декабря 2024 года в Центре событий РБК состоится XVI Международный Энергетический Форум EnergySpace. Участники Форума обсудят...

Image

Стартапы Платформы техпреда были представлены вице-премьеру на IV Конгрессе молодых ученых

Вице-премьер Дмитрий Чернышенко заинтересовался датчиками логистического стартапа Телесенс Текнолоджис...

Image

В Москве в Технопарке «Сколково» завершилась двенадцатая бизнес-конференция TECH WEEK, посвященная инновационным технологиям.

2100 участников собрала конференция об инновационных технологиях TECH WEEK, которая прошла 26-28 ноября, 70 компаний презентовали решения бизнеса,...

Актуальные комментарии