Image

С 2022 года бизнес электрозаправок в России вырос в шесть раз

Что происходит с бизнесом традиционных АЗС

Бизнес электрозаправок в России за три года вырос в шесть раз, тогда как сегмент топливных АЗС, напротив, сократился. Эксперты говорят о консолидации традиционных игроков и отмечают низкую рентабельность сетей для электромашин.

Российский бизнес зарядных станций для электромобилей (ЭЗС) за последние три года вырос почти в шесть раз. К такому выводу пришли эксперты компании «СКБ Контур», с исследованием которых ознакомился РБК. Они подсчитали, что с 2022-го по начало февраля 2025 года число организаций, занимающихся бизнесом по созданию и развитию электрических заправок, выросло с 28 до 163.

При этом количество игроков на рынке традиционных топливных заправок за это время, наоборот, несколько уменьшилось — на 128 участников, или 2%, до 10 234 компаний.

Как считали
Эксперты проекта «Контур.Фокус» компании «СКБ Контур» изучили изменения на российском рынке заправок в период с января 2022-го по февраль 2025 года. Расчет произведен по соответствующим топливному и электрическому сегментам ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности). В частности, динамика бизнеса электрозаправок отслеживалась по ОКВЭД «Деятельность по зарядке аккумуляторных батарей транспортных средств с электродвигателями».

Как менялся рынок заправок
Как отмечают в «СКБ Контур», ликвидации бизнеса в АЗС-отрасли за три года превысили регистрации: 3136 закрытий против 2845 открытий. Пик ликвидаций пришелся на 2022-й, когда с рынка ушли 1174 компании, а регистраций — на 2024-й, тогда свой бизнес зарегистрировали 960 новых участников. Лидером по числу ликвидаций стал Дагестан, там с начала 2022 года до февраля 2025-го закрылась 201 компания из сферы АЗС. Второе место заняла Москва, где ушли 135 игроков. Далее идет Самарская область, потерявшая 134 участника, затем Челябинская область, где рынок АЗС сократился на 122 компании, и, наконец, Новосибирская область — минус 109 организаций.

В то же время в нише электрозаправок отмечен «заметный рост» новых регистраций компаний год к году. Так, в 2022-м на рынок пришли 17 игроков, в 2023 году — 24, в 2024-м — 43, а в начале 2025 года — один. Потери же в этом направлении оказались «единичными», говорят эксперты. Больше всего компаний в сфере ЭЗС закрылось в Москве. В Московской области ликвидировались две организации, а в Республике Тыва и Приморском крае рынок потерял по одному игроку.

В целом, по данным на начало февраля 2025 года, самый «большой» заправочный бизнес развернулся в Республике Дагестан — 560 организаций, подсчитали в «СКБ Контур». На втором месте Москва — 387 игроков, затем Московская область — 378, Ростовская область — 357 и Самарская область с 345 компаниями, занятыми в отрасли АЗС.

В сфере электрозаправок первое место у Москвы, где, по данным на начало февраля 2025 года, работали 42 профильные компании, тогда как в январе 2022-го их было только 11. На втором месте Ивановская область, на рынке электрозаправок которой сейчас 22 организации (в начале 2022 года их не было). Третье место закрепилось за Санкт-Петербургом, где число игроков в сфере ЭЗС выросло с одного в 2022-м до 15 на текущий момент. На четвертом месте — Республика Татарстан, там сейчас девять компаний против всего двух в 2022-м. Замыкает топ-5 Московская область, в которой в настоящий момент работают семь компаний, а в 2022-м их не было вообще, следует из данных исследования.

Что стоит за динамикой
Появление в России с традиционно нефтегазовой экономикой электротранспорта долгое время подвергалось серьезному скепсису, говорит Антон Яковлев, эксперт проекта «Контур.Фокус» по экономической безопасности бизнеса. «Как итог, электротранспорт довольно долго был уделом энтузиастов», — отмечает он.

Тем не менее с 2022 года число зарегистрированных в России электромобилей выросло в 3,6 раза, с 16,6 тыс. до 59,6 тыс. на 1 января 2025 года, следует из данных агентства «Автостат». Кроме того, в 2022-м в стране начался выпуск электромобилей, совокупный объем которого к концу прошлого года составил 9,3 тыс. электрокаров — преимущественно марок «Москвич», Evolute и «Амберавто». Сегодня на электрокары приходится 0,12% от всех легковых машин на российском рынке. Порядка 60% образуют автомобили трех брендов: Nissan (16,7 тыс.), Zeekr (11,2 тыс.) и Tesla (6,7 тыс.). Но услугами ЭЗС пользуются также владельцы подключаемых гибридов, с учетом которых на 1 июля 2024 года в России числилось 90 тыс. автомобилей (43,8% из них — подключаемые гибриды).

Вторую сложность использования электротранспорта в России создавало отсутствие сети электрозаправочных станций, добавляет Яковлев. «Даже на сегодняшний день электротранспорт рассматривается исключительно как городской транспорт из-за невозможности обеспечить быструю зарядку по пути из одного населенного пункта в другой», — замечает эксперт. Однако проведенный анализ подтверждает, что ситуация меняется и быстрый рост рынка электромобилей и гибридного транспорта в определенной степени подталкивает спрос, считает он.

Активное развитие электрозаправочных станций в России отражает общий тренд на электрификацию транспорта, считают в «Контур.Фокусе». Тем не менее остаются регионы, где продолжается рост в сегменте топливных заправочных станций и отсутствует покрытие электрозаправочными, замечают там. Вместе с тем в ряде субъектов складываются «объективные» предпосылки к активному развитию ЭЗС, полагает Владислав Онищенко, гендиректор Агентства трансформации и развития экономики (АТРЭ). Он уверен, что спрос на электротранспорт продолжит расти, что в том числе связано с анонсированным выпуском уже полностью российских электроавтомобилей. «Это приведет к тому, что и в Самарской области, и в целом в Поволжье будет расти спрос на электрозаправки. В Нижегородской области также стоит ожидать роста спроса. Кроме того, по мере обновления парка такси стоит рассчитывать на то, что соответствующим образом будет расти и спрос на зарядную инфраструктуру для электротакси. Стоит присмотреться к Калининградской области, крупным агломерациям Урала и Сибири», — предполагает эксперт.

Кроме того, с 2022 года в России реализуется субсидиарная инициатива социально-экономического развития «Электроавтомобиль и водородный автомобиль», рассказали РБК в пресс-службе Минэнерго. По итогам 2024 года в ней приняли участие 65 субъектов. Как итог, за последние три года произошел существенный рост числа введенных в эксплуатацию «быстрых» электрозарядных станций: сегодня их более 2,7 тыс., «что соответствует спросу», считают в ведомстве. В 2025 году меры поддержки, направленные на развитие электрозаправок, сохраняются, включая субсидии на технологическое присоединение к электросетям и закупку необходимого оборудования. Также идет работа по увеличению числа ЭЗС на международных трассах. «Действующие меры реализуются комплексно, что полностью соответствует спросу на рынке и на данный момент не требует внедрения дополнительных инструментов», — уверены в Министерстве энергетики.

Анализ структуры рынка топливных заправок в России подтверждает информацию о ликвидации юридических лиц в отрасли, прокомментировали РБК в аналитической компании «ОМТ Консалт». «Однако, несмотря на это, общее количество АЗС и АГЗС (автогазозаправочные станции. — РБК) в России без учета новых регионов с 2021 по 2025 год выросло на 2,8%», — отмечают аналитики. В частности, количество АЗС, входящих в сети ВИНК (вертикально интегрированные нефтяные компании), выросло на 315 штук, до 8972 объектов. Число АЗС крупных сетей (более 20 АЗС) увеличилось на 547, до 5192 единиц, средних (от шести до 20 АЗС) — на 558, до 4263, а мелких (до пяти АЗС) — напротив, сократилось на 661, до 9340 единиц.

Выводы экспертов указывают на сокращение числа мелких участников при росте доли крупных и средних сетей. Так, на рынке АЗС и АГЗС сегодня действует около 6,3 тыс. разных юридических лиц, подсчитали в «ОМТ Консалт». И если в 2021 году в среднем на одну компанию приходилось шесть топливных заправок, то к началу 2025 года этот показатель увеличился до 6,5. «Это свидетельствует о консолидации рынка: более эффективные сети АЗС поглощают малоэффективные объекты, принадлежащие небольшим компаниям», — приходят к выводу эксперты.

Рынок ЭЗС при этом активно растет, превысив 7 тыс. объектов, согласны в «ОМТ Консалт». «Но важно учитывать, что рост инфраструктуры опережает темпы увеличения парка электротранспорта», — замечают аналитики. Для сравнения: в начале 2024 года на одну топливную АЗС приходилось более 2150 легковых автомобилей, а на одну ЭЗС — всего 67, включая гибридные. Таким образом, традиционные заправки обслуживают в 32 раза больше автомобилей, чем электрические. «С учетом более длительного времени зарядки электромобилей разница в загруженности между традиционными и электро-АЗС становится еще более очевидной. При этом парк чистых электромобилей в России составляет всего 0,2% от общего числа автомобилей, что пока ограничивает экономическую эффективность ЭЗС», — заключают эксперты.

Источник: (Ссылка)

Image

Узбекистан на выставке «ИНТЕРТКАНЬ-2025.Весна»: от шелка до трикотажа

Республика Узбекистан традиционно считается родиной ведущих мировых производителей тканей, трикотажных полотен, домашнего текстиля. С древности Узбекистан был одной из ключевых стран на Великом шелковом пути, и...

Image

Экспорт российских IT-решений: выход на рынки дружественных стран. Сотрудничество с Азербайджаном и Турцией.

19 февраля 2025 года издание Russian Business Guide и Почётное представительство ТПП РФ в Азербайджане – при поддержке Торгово-промышленной палаты РФ, ассоциаций...

Image

Президент ТПП РФ Сергей Катырин награжден медалью МИД РФ «За содействие в укреплении мира»

Президент ТПП РФ Сергей Катырин награжден нагрудной медалью Министерства иностранных дел Российской Федерации «За содействие в укреплении мира» за вклад в обеспечение российского...

Image

Президент ТПП РФ Сергей Катырин выступил на Общественном совете Минэкономразвития

13 февраля 2025 года состоялось заседание Общественного совета при Минэкономразвития России, на котором были подведены итоги минувшего года и обсуждены новые...

Image

В Кузбасской ТПП стартовал прием заявок на ежегодный конкурс «Бренд Кузбасса»

Региональный конкурс, который Кузбасская ТПП ежегодно проводит в партнерстве с Правительством Кузбасса, проходит в регионе в 24-ый раз. Соответствующее Распоряжение правительства Кузбасса № 87-р было...

Image

Открытие зарядных станций на территории технического центра «ВОЛИН». Круглый стол «Развитие электротранспорта в России»

Открытие зарядных станций на территории технического центра «ВОЛИН». Круглый стол «Развитие электротранспорта в...

Image

«Уникальная Россия»: 5 лет на страже традиционной культуры

Пятый, юбилейный сезон отметила Художественно-промышленная выставка-форум «Уникальная Россия», которая прошла с 23 января по 9 февраля в московском Гостином...

Image

EKF Impulse: Новое имя в зарядке электротранспорта

Компания «Электрорешения», официальный представитель бренда EKF в России, выводит на рынок решение по организации зарядной инфраструктуры для электромобилей. EKF Impulse – это комплексный подход к проектированию, развертыванию и...

Image

Сдача-приемка строительных работ: сложные ситуации, типичные ошибки и рекомендации по минимизации рисков

Адвокатское бюро "Юрлов и Партнеры" проводит третье мероприятие из серии семинаров, специально разработанных для руководителей строительных организаций, главных инженеров,...

Image

Экономия и экология: в Чечне тестируют водородный автобус

В Грозном запустили эксперимент по использованию водородной технологии в общественном транспорте: один из рейсовых автобусов оснастили системой генерации водорода, которая должна снизить расход топлива и уменьшить вредные выбросы....

Image

Началась регистрация участников на XVI Международный экономический форум «Россия – Исламский мир: KazanForum»

Начался прием заявок на участие в XVI Международном экономическом форуме «Россия – Исламский мир: KazanForum...

Image

Российская сеть салонов для животных Groom открылась в Саудовской Аравии

Первый груминговый салон сети Groom начал работу в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде. Партнер компании намерен запустить в регионе не менее восьми салонов и производство косметики для...

Image

5 февраля 2025 года в ТПП РФ состоялась рабочая встреча с участниками выставки Продэкспо-2025 от Азербайджанской Республики

Встреча инициирована Департаментом внешних связей и Почетным представительством ТПП РФ в Азербайджане....

Image

Эксклюзивы Палеха, оренбургские платки и подлинник Сурикова: что еще можно успеть оценить на выставке «Уникальная Россия»

Обновленная V юбилейная Художественно-промышленная выставка-форум «Уникальная Россия» в московском Гостином дворе ждет гостей с 4 февраля 2025 года....

Image

XII Международный студенческий конкурс по международному коммерческому арбитражу им. М.Г. Розенберга 25-28 марта 2025 года

28 марта 2025 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоится финал XII Международного студенческого конкурса по международному...

Image

Приглашаем на деловую программу выставки «TEXTILE&HOME-2025.Весна»

С 12 по 14 марта 2025 года в Москве, в выставочном комплексе «Тимирязев Центр» (2-й этаж, зал «Немчинов»), пройдет Международная выставка домашнего текстиля и интерьерных решений «TEXTILE&HOME-2025.Весна». Выставка...

Image

«Продэкспо-2025» – выставка продовольственного бизнеса

С 3 по 7 февраля 2025 года более 1 800 компаний из 37 стран представят продовольствие и напитки на выставке «Продэкспо-2025» в Москве, в «Экспоцентре» на Красной...

Image

Стратегическая сессия «Строительная отрасль Санкт-Петербурга: курс на устойчивое развитие»

4 февраля 2025 года, в 14.00 в Торгово-промышленной палате Санкт-Петербурга (ул. Чайковского 46-48) пройдет стратегическая сессия, организована при поддержке Торгово-промышленной палаты...

Актуальные комментарии