Image

Цены на ремонт грузовых вагонов достигли трехлетнего максимума

Цены на плановый ремонт грузовых вагонов в январе 2025 года достигли трехлетнего максимума. Особо заметное подорожание — в сегменте полувагонов на фоне ужесточения требований к их капремонту

Цены на плановый ремонт грузовых вагонов без учета замены запчастей, по данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), выросли на 17% к декабрю 2024 года, до 120 тыс. руб. за вагон, капитальный — на 16%, до 175,9 тыс. руб. Это самые высокие расценки за последние три года.

Как уточнил Владимир Савчук, замгендиректора ИПЕМ, в последний раз существенные скачки цен в месячном выражении были зафиксированы в январе прошлого года, когда стоимость на деповский ремонт возросла на 11,9% к декабрю 2023-го, до 95,1 тыс. руб., и на капитальный — на 10,2%, до 146,2 тыс. руб.

В Rollingstock Agency (RSA) приводят аналогичные расценки в первый месяц 2025 года (деповский ремонт — в диапазоне 125–130 тыс. при 105 тыс. руб. месяцем ранее, капитальный — порядка 180 тыс. руб. при 150–160 тыс. руб. в декабре), однако при этом капитальный ремонт полувагонов (используются для перевозки широкой номенклатуры насыпных грузов, в том числе угля. — РБК) может обходиться их собственникам в рекордные 400 тыс. руб. и выше на фоне усиления контроля за такими работами со стороны РЖД с начала января.

Рост цен в январе был ожидаемым, он обусловлен «естественным состоянием рынка» — за 2024 год существенно увеличились издержки ремонтных компаний, которые необходимо компенсировать, сказал Савчук. Ужесточение выполнения требований к отремонтированным вагонам, по его словам, тоже оказало влияние на цены: «Если раньше можно было что-то не ремонтировать или заменять в полном объеме, теперь это надо выполнять, добавились технологические операции в ремонте. Не нормативы изменились, изменился контроль за тем, насколько восстановлены геометрические параметры вагонов, ресурс и прочее в результате ремонта». С учетом этого, а также с необходимостью компенсировать издержки, в том числе рост зарплат сотрудников ремонтных предприятий, увеличение стоимости ремонтов в целом обоснованно, считает он.

Как на рост цен реагирует бизнес
В Информационном центре операторов (ИЦО) подтверждают приведенный уровень цен — около 125–130 тыс. руб. без стоимости запчастей для деповских ремонтов и 180–190 тыс. руб. — для капитальных. Расценки на деповский ремонт планомерно росли в течение всего 2024 года, увеличившись за год на 20%, при этом для капитальных ремонтов основное подорожание пришлось на четвертый квартал, в итоге оно составило примерно 30%.

В общей сложности за 2024 год объем планового ремонта составил 448,7 тыс. вагонов, на 8,3% больше, чем годом ранее, следует из статистики RSA. В основном собственники парка отдавали вагоны в деповский ремонт — всего 349,6 тыс. единиц (+10,9), капитальные работы затронули только 99,2 тыс. единиц (-0,1%). Большая часть ремонтов, 26%, была выполнена на предприятиях Новой вагоноремонтной компании. На втором месте (19,5%) — Вагонная ремонтная компания-1, на третьем (15,6%) — «ОМК Стальной путь».

За последние полтора месяца на инфраструктуру после капремонта допущены 73 полувагона, рассказали РБК в пресс-службе РЖД. «Это значительно меньше, чем в 2024 году, но и сам объем полувагонов, требующих прохождения капитального ремонта, снизился примерно в два раза», — пояснил представитель холдинга. Сейчас капитальный ремонт требуется еще порядка 3,7 тыс. полувагонов.

Участники рынка, опрошенные РБК в январе в связи с ужесточением требований к капитальному ремонту грузовых вагонов со стороны РЖД, ожидали роста издержек на обслуживание парка. Кроме того, они расценивали эти ограничения как очередную меру, направленную на сокращение парка на сети (сейчас, по данным РЖД, на сети находится рекордное количество вагонов — более 1,3 млн единиц, профицит оценивается в 400 тыс. — РБК). По словам источника РБК среди операторов, усиление контроля РЖД за вагонами после капитального ремонта «кратно» увеличило его стоимость. «По сути, новые требования перевозчика — это выход после капремонта почти нового вагона. Если раньше разница в стоимости деповского и капитального ремонтов составляла около 100 тыс. руб., то сейчас она доходит до миллиона», — сетует собеседник РБК. По его словам, только замена всех люков на полувагонах обходится операторам примерно в 400 тыс. руб. «Еще немного, и проще будет купить новый вагон, чем капитально отремонтировать старый», — резюмирует источник.

Кроме того, по данным Михаила Бурмистрова, гендиректора «INFOLine-Аналитики», некоторые собственники и операторы вагонов требуют от вагоноремонтных предприятий снижать стоимость ремонта — например, за счет ограничений по замене деталей на новые, что негативно влияет на надежность ремонта.

Какие прогнозы
По информации Савчука, сейчас некоторые компании «пытаются отремонтироваться» в большем объеме. «Например, есть годовой объем ремонта, и некоторые компании планируют его сделать за первые полгода, потому что понимают, что дальше ремонт и запчасти будут дорожать», — говорит он. С этим соглашается Александр Слободяник, руководитель аналитических проектов RSA: «По деповским ремонтам в январе отмечается рост», — констатирует эксперт.

Он также отмечает рекордный, превышающий прогнозы, объем капитальных ремонтов в 2024 году — на уровне 99 тыс. единиц. «Это произошло из-за отложенных ремонтов в объеме примерно 25 тыс. вагонов. Если бы не это условие, то ни о каких 100 тыс. не шло бы и речи, отремонтировали бы около 75 тыс.», — поясняет Слободяник. Это говорит о том, что в последующие годы, даже если бы рост цен не был столь существенным, объем ремонта все равно сокращался бы в силу нормативов, регулирующих необходимую периодичность обновления подвижного состава. Под влиянием этих факторов объем планового ремонта грузовых вагонов снизится по итогам 2025 года после возросшего спроса на такие работы в январе—феврале.

В условиях «повышенной неопределенности» и постоянно меняющихся правил на железной дороге нельзя исключать образование «спекулятивных цен», в том числе на ремонтные работы, считают в ИЦО. «Однако в связи с проводимой РЖД работой по сокращению парка на сети и переводу части вагонов в отстой общий тренд в области вагоноремонта будет идти в направлении снижения спроса, а следовательно, сокращения стоимости работ», — заключает представитель ИЦО.

РБК направил запросы в пресс-службы крупнейших операторских компаний, а также в Союз вагоноремонтных предприятий.

Источник: (Ссылка)

Image

На II Форуме негосударственного образования наградили лучших представителей отрасли

В рамках II Форума, организованного Ассоциацией негосударственного образования при поддержке Корпорации «Синергия», состоялась торжественная церемония вручения Национальной премии в области частного...

Image

Президент ТПП РФ Сергей Катырин: в 2025 году Деловой совет БРИКС продолжит работу по всем ключевым темам

В ТПП РФ состоялось первое заседание Делового совета БРИКС в рамках председательства Бразилии.

Image

Журналисты России обсудят профессиональные вопросы на Форуме деловых СМИ

Торгово-промышленная палата РФ, Союз журналистов России и Медиагруппа «Россия сегодня» приглашают журналистов и руководителей СМИ принять участие в XVI Всероссийском форуме деловых...

Image

Узбекистан на выставке «ИНТЕРТКАНЬ-2025.Весна»: от шелка до трикотажа

Республика Узбекистан традиционно считается родиной ведущих мировых производителей тканей, трикотажных полотен, домашнего текстиля. С древности Узбекистан был одной из ключевых стран на Великом шелковом пути, и...

Image

Экспорт российских IT-решений: выход на рынки дружественных стран. Сотрудничество с Азербайджаном и Турцией.

19 февраля 2025 года издание Russian Business Guide и Почётное представительство ТПП РФ в Азербайджане – при поддержке Торгово-промышленной палаты РФ, ассоциаций...

Image

Президент ТПП РФ Сергей Катырин награжден медалью МИД РФ «За содействие в укреплении мира»

Президент ТПП РФ Сергей Катырин награжден нагрудной медалью Министерства иностранных дел Российской Федерации «За содействие в укреплении мира» за вклад в обеспечение российского...

Image

Президент ТПП РФ Сергей Катырин выступил на Общественном совете Минэкономразвития

13 февраля 2025 года состоялось заседание Общественного совета при Минэкономразвития России, на котором были подведены итоги минувшего года и обсуждены новые...

Image

В Кузбасской ТПП стартовал прием заявок на ежегодный конкурс «Бренд Кузбасса»

Региональный конкурс, который Кузбасская ТПП ежегодно проводит в партнерстве с Правительством Кузбасса, проходит в регионе в 24-ый раз. Соответствующее Распоряжение правительства Кузбасса № 87-р было...

Image

Открытие зарядных станций на территории технического центра «ВОЛИН». Круглый стол «Развитие электротранспорта в России»

Открытие зарядных станций на территории технического центра «ВОЛИН». Круглый стол «Развитие электротранспорта в...

Image

«Уникальная Россия»: 5 лет на страже традиционной культуры

Пятый, юбилейный сезон отметила Художественно-промышленная выставка-форум «Уникальная Россия», которая прошла с 23 января по 9 февраля в московском Гостином...

Image

EKF Impulse: Новое имя в зарядке электротранспорта

Компания «Электрорешения», официальный представитель бренда EKF в России, выводит на рынок решение по организации зарядной инфраструктуры для электромобилей. EKF Impulse – это комплексный подход к проектированию, развертыванию и...

Image

Сдача-приемка строительных работ: сложные ситуации, типичные ошибки и рекомендации по минимизации рисков

Адвокатское бюро "Юрлов и Партнеры" проводит третье мероприятие из серии семинаров, специально разработанных для руководителей строительных организаций, главных инженеров,...

Image

Экономия и экология: в Чечне тестируют водородный автобус

В Грозном запустили эксперимент по использованию водородной технологии в общественном транспорте: один из рейсовых автобусов оснастили системой генерации водорода, которая должна снизить расход топлива и уменьшить вредные выбросы....

Image

Началась регистрация участников на XVI Международный экономический форум «Россия – Исламский мир: KazanForum»

Начался прием заявок на участие в XVI Международном экономическом форуме «Россия – Исламский мир: KazanForum...

Image

Российская сеть салонов для животных Groom открылась в Саудовской Аравии

Первый груминговый салон сети Groom начал работу в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде. Партнер компании намерен запустить в регионе не менее восьми салонов и производство косметики для...

Image

5 февраля 2025 года в ТПП РФ состоялась рабочая встреча с участниками выставки Продэкспо-2025 от Азербайджанской Республики

Встреча инициирована Департаментом внешних связей и Почетным представительством ТПП РФ в Азербайджане....

Image

Эксклюзивы Палеха, оренбургские платки и подлинник Сурикова: что еще можно успеть оценить на выставке «Уникальная Россия»

Обновленная V юбилейная Художественно-промышленная выставка-форум «Уникальная Россия» в московском Гостином дворе ждет гостей с 4 февраля 2025 года....

Image

XII Международный студенческий конкурс по международному коммерческому арбитражу им. М.Г. Розенберга 25-28 марта 2025 года

28 марта 2025 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоится финал XII Международного студенческого конкурса по международному...

Актуальные комментарии