Импортозамещение в автопроме идет с металлическим скрежетом
«АвтоВАЗ» готов меняться и стремиться к максимальной импортонезависимости. Однако очевидно, что компании нужна поддержка, в том числе и со стороны российских металлургов.
«АвтоВАЗ» готов меняться и стремиться к максимальной импортонезависимости. Однако очевидно, что компании нужна поддержка, в том числе и со стороны российских металлургов.
На данный момент в России полным ходом идет освоение новых видов и улучшение качества имеющейся металлопродукции для автомобилестроения. Но российские производители автомобилей подчеркивают: локализация и импортозамещение в их отрасли находится на начальной стадии.
Проблемы и перспективы данных процессов сегодня обсудили в ходе заседания рабочей группы по Межотраслевой программе освоения новых видов и улучшению качества металлопродукции для автомобилестроения на период 2018-2023 годы (МОП).
Прокат прокату рознь
Начальник управления инжиниринга материалов НТЦ АО «АвтовВАЗ» Дмитрий Рузаев заметил, что последние 20 лет в сфере автомобилестроения, вопреки мнению скептиков, в той или иной степени все же занимались импортозамещением: то, что были вынуждены закупать, так или иначе осваивалось в России. Однако приходится констатировать, что около 75% позиций так и не получили аналогов в РФ. Одна из основных причин — иностранное оборудование и иностранные материалы, используемый при изготовлении деталей.
На данный момент, по словам эксперта, трудностей у автопроизводителей не возникает в сфере плоского проката, который освоен в РФ. При этом из-за большого внутрироссийского спроса на высокопрочный прокат «АвтоВАЗ» вынужден обращаться к иностранным производителям.
Кроме того, еще до начала спецоперации, компанией была проведена большая работа по анализу отечественного рынка. Так, на «АвтоВАЗе» выяснили, что по части сортового проката местные производители удовлетворяют заявленные спецификации, однако, с учетом текущих экономических событий данные марки остаются невостребованными.
«При этом есть извечная проблема, связанная с так называемым “малотоннажкой”. Есть несколько позиций, которые для нас на сегодняшний день буквально являются “остановочными”. И мы действительно просто стоим из-за отсутствия тех или иных позиций, поскольку очень сложно решаются вопросы закупки, вопросы логистики и так далее», — заметил Дмитрий Рузаев.
Например, эксперт упомянут в данном контексте пружины передней подвески. Закалено-отпущенная проволока для их производства закупалась у Китая и Кореи, аналог ее в РФ отсутствует.
«На сегодняшний день, буквально с начала военной операции изготовители начали срочно осваивать производство пружин подвески методом холодной наливки. И тут есть несколько проблем: во-первых, сделать сам прокат очень сложно, во-вторых — производимое необходимо обкатать на долговечность. Поставщикам приходится, по сути делать новую конструкцию и потом долго изнурительно её обкатывать, что занимает время», — посетовал Дмитрий Рузаев.
Сейчас у «АвтоВАЗ» есть два российских поставщика-изготовителя пружин — ООО «УПЗ» из Магнитогорска и ООО «НПЦ» из Ижевска. Ещё один находится в стадии одобрения. Но пока, по словам эксперта, автозавод все еще использует экспортный прокат.
«Проблема того, что изготовитель “сидит” на импорте, касается и массовых позиций. В последнее время участились и поломки таких деталей, к которым также предъявляются высокие требования по долговечности. Это говорит о том, что вероятно поставщики проката отказывают в поставках изготовителям комплектующих», — добавил Дмитрий Рузаев.
Остро стоит вопрос по комплектующим, изготовителей которых нет в РФ вовсе. Например, пружинных хомутов двигателя и систем автомобиля. Причем становится очевидно, что пока в России отсутствует даже материал для производства подобных деталей. В результате никто за подобную дорогостоящую работу не берется.
«Северсталь» берет рынок
Между тем, руку помощи автопроизводителям протянула «Северсталь». Компания взяла на себя задачу изготовить альтернативу трехслойному металл-полимер-металлу толщиной 1,25 мм, который поставлялся из Швеции и применялся при производстве крышки головки блока цилиндров Lada 4х4.
«Проблема в том, что если мы будем использовать другие, обычные прокаты, то будет превышен уровень издаваемого автомобилем шума. Это приведёт к запрету на продажу подобных авто в России, согласно законодательству. К сожалению, пока мы ничего не нашли, но надеемся, что инновационная разработка “Северстали” нам поможет», — резюмировал Дмитрий Рузаев.
Еще одним важным с точки зрения импортозамещания в автоотрасли вопросом является переход с продукта шведской Hoganas на металлический порошок «Северстали».
«Было потрачено много времени, однако нам удалось получить положительное заключение. По другому виду деталей, производимых из подобного материала, находимся в разработке. Надо честно признать – производство идет не по аналогичной технологии, у нас таких поставщиков нет. Основная цель: найти порошки аналогичные Hoganas в Китае. А дальше смотреть, что мы можем “выжать” из порошков Северстали», — заключил Дмитрий Рузаев.
Заместитель генерального директора по производству ЦНИИЧермет Сергей Манегин заметил, что на данный момент «Северсталь» — это единственный промышленный производитель металлического порошка, который существует в России.
«Мы поняли, что быстрых решений и выхода из этой ситуации нет. И способам шапкозакидательства это решить не получится. Нужно искать новые технологические решения. Необходимо опираться на то, что у “Северстали” есть по выпуску, оттачивать технологии, помогать им и выходить на качественный показатель. Надо на базе “Северстали” начать разработку новых порошков, старая технология утеряна. “Северсталь” одна пытается восстановить производство, и им надо помогать, не ждать завтра результат, а искать совместные рычаги», — сказал он.
Представитель подразделения ПАО «Северсталь» Олег Кожников подчеркнул, что компания занимается производством порошков с 1991 года. При этом было четко видно разделение рынка между «Северсталь» и Hoganas. «И когда они ушли, встал вопрос, что с этим делать. У нас нет своего оборудования, хотя ранее была разработка с НИИчерметом. Сейчас же компетенции утеряны», — заметил он.
«Северсталь» придумала собственную технологию. Достаточно чистая руда давала пластичный порошок. И на базе этого была создана методика распыления чугуна воздухом в воду. Представитель российской компании подчеркнул, что их разработка отличается от шведского варианта.
«В свое время мы провели анализ того, что мы будем делать дальше. Выяснилось, что наши производители используют в среднем 2-3 кг порошка в автомобилях, тогда как западные — около 10 кг. Потенциал – порядка 200%. И мы работает в данном направлении», — констатировал Олег Кожников.
Импотрозамещение vs «замена Китаем»
В эксклюзивном комментарии «Эксперту» Дмитрий Рузаев отметил, что главная проблема, которую в России уже не могут решить десятки лет и которая тормозит автомобильную всю промышленность — это отсутствие необходимых материалов.
«Уже готовых комплектующих и мощностей местных нам хватает. Вопрос в том, что они делают это из импортного сырья. Кроме того, на данный момент с рынка ушли почти все, для изготовителей остались только мы и ГАЗ. Производства подобного типа сложные, и хоть мы все делать в России научимся за раз, держать его будет нерентабельно для малого количества приобретателей», — сказал он.
Эксперт напомнил, что автомобильный рынок в России — слишком маленький для того же металлургического бизнеса.
«И никто не хочет это менять. В итоге мы переключаемся с европейского импорта на китайский. Параллельного импорта у нас практически нет, потому что все знают, куда идет продукция. Мы разрабатываем новые направления, смотрим на Иран на Индию. Приобретаемая продукция имеет разное качество. Если хотим взять под свои задачи и адаптировать — на это нужны деньги. А кому это интересно? В хорошие времена наш объем потребления был меньше 5%. При том, что в Европе, это самый маржинальный бизнес. Все за автопромом бегали на задних лапках, у нас — наоборот. С другой стороны, собственный автопром — это важно. Его наличие повышает технологическую независимость страны. В общем, вопросов и работы еще очень много», — подытожил представитель «АвтоВАЗа».
Остаётся надеяться, что различные отрасли в ближайшее время придут к взаимопониманию и пойдут навстречу друг другу. Ведь в ином случае — импортозамещение превратиться в «замену Китаем», а собственное развитие будет продолжать пробуксовывать.
Источник: (Ссылка)
Беспилотник, способный перевозить до 500 кг различных грузов и работающий при температурном режиме от -55 до +40, будет представлен на выставке в рамках Промышленно-энергетического форума TNF 2024 в Тюмени 16-19 сентября. Макет...
Третий год подряд главы правовых департаментов, CEO корпораций, партнеры юридических и консалтинговых компаний, директора по...
Всего через два месяца «ИНТЕРТКАНЬ-2024.Осень» откроет свои двери, и уже сейчас мы открыли регистрацию для посетителей по ссылке: https://intertkan.ru/posetitelyam/poluchit-elektronnyy-bilet/ на...
Все участники Программы наставничество в той или иной мере эксперты.
Алёна Пристинская не смогла подняться на сцену на подведении итогов седьмого потока Программы наставничества, где заняла почетное второе место....
15 июля 2024 года в Совете Федерации состоялась торжественная церемония открытия фотовыставки «Семейные бизнес-династии регионов России», посвященная Дню семьи, любви и верности....
На официальном сайте Кавказского инвестиционного форума, который состоится с 15 по 17 июля в городе Грозном, опубликована деловая программа мероприятия с актуальными темами встреч, лекций, круглых столов и...
Опубликована расширенная деловая программа Кавказского инвестиционного форума, который состоится 15 – 17 июля в столице Чеченской Республики – городе Грозном. Программа КИФ-2024...
В г. Грозный, в резиденции главы Чеченской Республики и на площадке выставочного центра «Павильон «Стройкар» (ЭКСПО) стартовал Кавказский инвестиционный форум....
Кавказский инвестиционный форум-2024 (КИФ-2024) проходит с 15 по 17 июля в Грозном.
В столице Чеченской Республике городе Грозном начал свою работу Кавказский инвестиционный форум....
9 июня в Красноярск прибыл президент Торгово-промышленной палаты Республики Киргизия Темир Сариев.
10 июля в Центрально-Сибирской торгово-промышленной палате состоялась встреча президента Центрально-Сибирской ТПП Рафаэля Шагеева и представителей компаний — членов палаты с делегацией из Кыргызстана....
20-21 июля в «Три вокзала. Депо» на Новорязанской улице пройдет яркое событие солнечного сезона – семейный фестиваль «Вкус лета»....
Спортивная программа Кавказского инвестиционного форума объединит скачки с участием ведущих жокеев, вечер ММА, а также встречи прославленных спортсменов с молодежью...
В Грозном состоялось совещание по вопросу организации и проведения Кавказского инвестиционного форума под председательством Министра экономического развития Российской Федерации Максима...
3 июля 2024 года в Центре событий РБК состоялся Саммит деловых кругов «Сильная Россия» - главная дискуссионная площадка для обсуждения актуальных вопросов инфраструктурного развития страны,...
Десять региональных стендов будут работать на площадке Кавказского инвестиционного форума, который пройдет 15–17 июля в столице Чеченской Республики Грозном. Экспозиции площадок презентуют инвестиционный и экономический...
«Росатом» опубликовал экологическую отчетность группы предприятий госкорпорации
25 июля в городе Грязи Липецкой области пройдёт саммит, на котором участники обсудят реальные кейсы, технологии и вызовы, стоящие перед территориями и бизнесом.
«Титановая долина» вошла в число самых эффективных по оценке Минэкономразвития РФ. Сводный показатель эффективности функционирования особой экономической зоны (ОЭЗ) за 2023 год составил 93%, а накопленным итогом за период с начала функционирования достиг 97%.
Какие перспективы открывает исследование мира арктических и антарктических микроорганизмов
Патрушев: на ремонт гидроузлов и расчистку рек выделено 6,5 млрд рублей
Сегодня Кабмин Чувашии принял критерии проектов устойчивого развития республики, следует из распоряжения, подписанного председателем кабинета министров республики, Олегом Николаевым.
С каждым годом потребность бизнеса в осознанности и устойчивом развитии растет. 13 июня в Radisson Resort, Zavidovo были названы имена победителей Программы «Лучшие ESG проекты России».
Для правильной утилизации мусора за последние 4 года построили 65 новых объектов инфраструктуры – благодаря этому доля отходов, которые отправляют на захоронение, снизилась до 80,5%.