Image

РЖД увеличит долю в компании для строительства ВСМ

РЖД могут увеличить свою долю в капитале ВСМ Москва — Санкт-Петербург. Окупить ее генподрядчик строительства планирует через создание инвестиционного тарифа для компаний

Совет директоров РЖД обсудит изменение условий своего участия в АО «УК ВСМ Две столицы» на ближайшем заседании, следует из материалов к нему, подготовленных 11 декабря (есть в распоряжении РБК, подлинность документа подтвердил источник, знакомый с его содержанием). Это АО — компания-учредитель концессионера строительства ВСМ Москва — Петербург ООО «ВСМ Две столицы». РЖД — генеральный подрядчик строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали — планирует расширить свое участие в уставном капитале проекта еще на 19 млрд руб., или до 32,798%.

В феврале 2024 года на совещании у Владимира Путина по вопросу строительства ВСМ было согласовано, что вклад РЖД в АО составит 88,9 млрд руб. (или 27,023% от уставного капитала). Остальные участники концессии: ГУП «Московский метрополитен» — в размере 51,67% (170 млрд руб.), ЗАО «Лидер» — 0,031% (1 млн руб.), регионы прохождения трассы (Санкт-Петербург и Ленобласть, Тверская и Новгородская области) — 15,501% (51 млрд руб.) и грузоотправители — 5,775% (19 млрд руб.).

Как указано в материалах, увеличение доли РЖД произойдет за счет привлечения средств грузоотправителей через формирование инвестиционного тарифа. Этот тариф позволит вернуть средства, вложенные РЖД в 2026–2028 годах (в размере 6,3 млрд руб. ежегодно) и в течение четырех лет (в 2031–2034 годах). По прошествии этого периода и до конца срока действия концессии (с 2035 по 2064 год) суммарный дополнительный доход перевозчика порядка 700 млрд руб. может быть направлен на повышение доходности РЖД от участия в проекте строительства ВСМ Москва — Санкт-Петербург.

В пресс-службе РЖД отказались от комментариев.

Что такое ВСМ
Запуск ВСМ Москва — Санкт-Петербург запланирован на 1 апреля 2028 года. Трасса позволит перемещаться между городами за 2 часа 15 минут, на маршруте протяженностью 679 км предусмотрены 16 остановок: в Твери (из Москвы — 39 минут), на Валдае (1 час 15 минут) и в Новгороде (1 час 41 минута). Потенциальный пассажиропоток оценивается в 23 млн человек; по прогнозам Минтранса, стоимость билета на высокоскоростной поезд будет составляет около 8,9 тыс. руб.

Первые 127 км до Твери планируется ввести в 2027 году. Строительство разделено на два участка: основной Санкт-Петербург — Зеленоград (стоимость ветки оценивается в 1,75 трлн руб., она будет профинансирована по концессионной схеме) и «выходы» из Москвы (221,5 млрд руб. за счет инвестпрограммы РЖД). До 2030 года инвестиции в проект строительства магистрали должны составить 1,7 трлн руб., в 2025 году по поручению президента он также получит не менее 300 млрд руб. из Фонда национального благосостояния.

Зачем это грузоотправителям
Планируется, что ВСМ обеспечит транспортировку дополнительных 30 млн т грузов в адрес портов Северо-Запада, а это, в свою очередь, сохранит выполнение действующих положений приказа Минтранса о расчете кратчайшего расстояния для определения тарифа за перевозку по прейскуранту № 10-01 (ключевому тарифному документу РЖД. — РБК). Расчет этого расстояния для грузоперевозок на маршруте между Москвой и Санкт-Петербургом должен производиться (согласно соответствующему приказу Минтранса) без включения в него расстояния по главному ходу протяженностью 820 км, поскольку он используется для перевозки пассажиров. Так, кратчайшее расстояние перевозок определяется по альтернативному маршруту протяженностью 1070 км, длиннее главного на 250 км.

Сохранение такого подхода к расчету и после реализации ВСМ и высвобождения главного хода для грузовых перевозок позволит РЖД получить дополнительный доход порядка 300 руб. за тонну — инвестиционный тариф (в сравнении с вариантом расчета тарифа по кратчайшему расстоянию), поясняется в материалах к заседанию. При этом для самих грузоотправителей не будет дополнительной нагрузки к прейскуранту.

Наибольший интерес инвестировать в создание скоростной трассы может исходить от компаний, которые активно транспортируют свои грузы по маршруту Москва — Санкт-Петербург или планируют использовать это направление, полагает Анастасия Владимирова, управляющий партнер IPM Consulting. Среди них — НЛМК, «Северсталь», «Евраз», «Уралкалий», «Еврохим», «ФосАгро», СУЭК, «Сибантрацит», «Кузбассразрезуголь». Разгрузка основного хода Октябрьской железной дороги поможет улучшить логистику сырьевого экспорта и оптимизировать маршруты для поставок продукции на внешние рынки. «В теории нефтяные компании и производители СПГ также могут быть заинтересованы в развитии инфраструктуры, поскольку это косвенно влияет на эффективность их логистических цепочек, хотя прямой эффект может оказаться менее значительным», — рассуждает эксперт. Со стороны нефтегазового сектора заинтересованы в участии в проекте ВСМ могут быть «Роснефть», НОВАТЭК и ЛУКОЙЛ, полагает Кирилл Климентьев, аналитик «Цифра брокер».

Выгода для перечисленных компаний может заключаться также в возможности получения долгосрочного стабильного дохода и укреплении партнерских отношений с РЖД, заключает Владимирова. Хотя прямое участие грузоотправителей могло бы снизить финансовое бремя холдинга, инвестиционный тариф обеспечивает гибкий механизм возврата средств, добавляет Климентьев: «Для РЖД это выгоднее, так как гарантированный доход дает предсказуемость возврата вложений. Прямое участие компаний требует более высокого уровня координации и контроля».

Какие перспективы
Рассматриваемую конфигурацию расширения участия РЖД в УК «ВСМ Две столицы» эксперты, опрошенные РБК, характеризуют как рациональную и взвешенную, «долгосрочно перспективную» с точки зрения окупаемости вложений через получение существенной прибыли до 2064 года. Схема с привлечением средств через инвестиционный тариф позволит холдингу увеличить свою долю без прямой нагрузки на бюджет.

Говоря о выборе между расширением участия РЖД и прямых грузоотправителей, Владимирова отмечает, что первый вариант более эффективен, потому что «упрощает» структуру управления проектом, избегая необходимости согласования интересов множества прямых участников. «Кроме того, РЖД как госструктура может обеспечить более стабильное и предсказуемое управление проектом, что критически важно для инфраструктурных проектов такого масштаба в принципе», — сказала она.

Инвестиционной тариф выглядит привлекательным для РЖД, соглашается Михаил Бурмистров, гендиректор «INFOLine-Аналитики». Однако найти сейчас грузоотправителей, готовых вложиться в проект, будет «крайне тяжело». «Насколько сейчас компании будут готовы инвестировать в ВСМ, причем достаточно серьезные деньги, миллиарды рублей, с учетом все еще достаточно высоких рисков реализации проекта, это вопрос», — пессимистичен эксперт. По его мнению, «супер высокоскоростные» перевозки могут быть нужны, например, «Почте России» или другим операторам экспресс-доставки.

Источник: (Ссылка)

Image

Комитеты Ассоциации «Российско-Турецкий диалог» наметили направления работы на 2025 год

18 декабря 2024 года в онлайн-формате прошло заседание Ассоциации «Российско-Турецкий диалог», на котором руководители профильных комитетов подвели итоги работы, отметили основные тренды в...

Image

ТПП РФ приглашает принять участие в конкурсе журналистов «Экономическое возрождение России» по итогам 2024 года

Торгово-промышленная палата Российской Федерации и Союз журналистов России приглашают журналистов, редакции и редакционные коллективы средств массовой информации...

Image

Эксперты компании СИТЕК автоматизировали работу складов ТОО "ТД INTANT" на 1С:WMS

Компания СИТЕК, российский интегратор и разработчик системы управления складом 1С:WMS, успешно завершила проект по автоматизации складов общей площадью 2 000 м² для компании ТОО "ТД INTANT" в г....

Image

Итоговое заседание Нацсовета в 2024 году

11 декабря состоялось 86-е заседание Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. Участники рассмотрели вопросы реализации Стратегии развития Национальной системы квалификаций (НСК), использования...

Image

Объявлены победители конкурса СМИ

12 декабря состоялось торжественное награждение лауреатов и призеров VIII Конкурса для журналистов, СМИ и авторов социальных медиа «Национальная система...

Image

«Шуйские ситцы»: здоровая конкуренция на выставке TEXTILE&HOME – это классно!

На прошедшей выставке «TEXTILE&HOME-2024.Осень» посетители смогли увидеть уникальное по своей структуре пространство – Тренд-зону, созданную для раскрытия трендов и проведения мероприятий деловой программы....

Image

Мы с вами формируем будущее страны

С такими словами обратился к участникам Форума «Мой Бизнес. Открывая новые горизонты» депутат Госдумы, певец, автор-исполнитель, поэт, актёр и музыкальный продюсер Денис...

Image

Как использовать IT-технологии в бизнесе обсудят участники Форума «Мой Бизнес. Открывая новые горизонты»

Форум пройдет 14 декабря в Москве по адресу: Гоголевский бульвар, 8, Арт Холл Музосфера. Начало – в 12.00. К участию приглашаются самозанятые и предприниматели Московской...

Image

Вице-президент ТПП РФ Вадим Чубаров выступил на семинаре о медиации в Калуге

В Правительстве Калужской области состоялся семинар «Медиация как эффективный механизм урегулирования предпринимательских споров». В нем участвовали представители ТПП...

Image

Завершился цикл бизнес-визитов к предпринимателям Подмосковья

Данный проект организован центром «Мой бизнес» Московской области в рамках реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство», который инициировал Президент России и проходил с 25 ноября по 5 декабря 2024 года....

Image

«ИНТЕРТКАНЬ-2025.Весна» приглашает на семинар «Эффективное участие в выставке»

30 января в Москве состоится семинар-интенсив «Эффективное участие в выставках», который будет организован дирекцией выставки совместно с агентством выставочного консалтинга «ЭкспоЭффект». Проведет...

Image

Финальная пресс-конференция — 2024

12 декабря в 11:00 (мск) Национальное агентство развития квалификаций проведет пресс-конференцию, посвященную итогам 2024 года. Также на мероприятии состоится награждение победителей и призеров VIII Конкурса для журналистов, СМИ и авторов социальных медиа...

Image

VII Международный форум «Малоэтажная Россия – 2024»

11 декабря 2024 года в 10.00 в Конгресс-центре ТПП РФ (ул. Ильинка, д. 6, стр. 1) состоится пленарное заседание VII Международного форума «Малоэтажная Россия — 2024» по теме «Развитие индивидуального жилищного строительства в рамках...

Image

Масштабная отраслевая выставка АГРОС 2025 Запланируйте посещение на все три дня, чтобы успеть всё!

22-24 января 2025 года, в Москве, в МВЦ «Крокус Экспо», при активном участии профильных департаментов Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и ведущих отраслевых...

Image

ЛЕОВИТ инвестирует 1,8 млрд. рублей в новый завод по производству лечебного питания

Российская компания «ЛЕОВИТ» в 2025 году запустит в Рязанской области завод по производству специализированного лечебного и профилактического...

Image

Открыта онлайн-регистрация посетителей на юбилейные летние выставки Rosmould | Rosplast | 3D-TECH 2025

Шесть месяцев осталось до открытия юбилейных промышленных выставок индустрии пресс-форм и штампов и полимерной отрасли Rosmould и Rosplast, которые пройдут в Москве 17-19 июня...

Image

Сила бизнеса — в обмене опытом: IX Ежегодный Форум «Время инноваций» состоится в Сочи

В современном мире, стремительно меняющемся под воздействием передовых технологий и глобальных вызовов, важность внедрения инноваций становится более очевидной, чем когда-либо. Инновации — не...

Image

Эксперт ТПП РФ Ольга Чернокоз: сейчас нужно развивать собственные тематические медиа, которые не будут зависеть от других площадок

Дзен Новости представили нейродайджест, который вызвал интерес и дискуссии среди специалистов в области медиа. В официальных письмах,...

Актуальные комментарии