Image

Электронная коммерция шагает по миру... мимо России?

Недавно Еврокомиссия занялась антимонопольным расследованием относительно Amazon, а владелец этой компании ДжефБезос стал богатейшим человеком в мире. Медиамагнаты, воротилы Уолл-стрит, промышленники, IT-гении – все остались позади. Все это – звенья одной цепи и часть глобального современного явления – электронной коммерции. Она, в вице различных интернет-магазинов и маркетплейсов,уже давно переросла стадию небольшой отрасли с малозначительными участниками.

В России же электронная коммерция пока что находится на стадии становления. Да, к покупкам некоторых товаров в большом количестве разрозненных и не всегда надёжных интернет-магазинов люди привыкли. Но, как правило, такие покупки носят нерегулярный характер. Зато благодаря тому, что торговля дождалась в России массового распространения интернета, мы сейчас можем наблюдать стремительный рост отрасли. Главное, чтобы во время бурного роста проявилось как можно меньше побочных эффектов.

Теоретически, правительство собиралось создавать условия для безболезненного и стремительного роста. Даже был разработан национальный проект «Цифровая экономика». Но пока, к сожалению, похвастаться особо нечем. Этот нацпроект к концу весны отметился худшим финансовым исполнением среди всех нацпроектов: за 5 месяцев 2019 года он был выполнен лишь на 1%. Задачи есть, а выполнения пока не видно.

Естественно, онлайн-торговля полностью не вытеснит обычные магазины. Люди в них как ходили, так и будут ходить. Ни один интернет-магазин не заменит привычный оффлайн в жилом доме, поход в который займет несколько минут. Точно также никуда не исчезнут торговые центры: существует большая прослойка покупателей, которым важны консультации с продавцом, примерки, привычный сервис. Интернет-магазины, при всём желании, не могут по этим параметрам приблизиться к традиционным торговым точкам. Даже если заказываете доставку нескольких предметов, например, одежды с возможностью примерки дома, то всё равно сначала необходимо определиться с минимальным набором, который могут доставить, лишь по картинкам и описанию. В конце концов, походы в магазин – это не просто выполнение утилитарной функции, но и в некоторой степени развлечение и досуг. Особенно, если речь идёт о многофункциональных торговых центрах.Они будут жить до тех пор, пока существует потребность в живом общении и возможность выбора товаров. А для торговых марок класса «люкс» традиционные точки продаж и в будущем останутся приоритетными, поскольку люди в этом случае покупают не просто функционал вещи, а социальный статус и соответствующий сервис.

Но даже при том, что сектор электронной коммерции в России растёт в год на 20%,и в 2019 году должен достигнуть 1,74 трлн. рублей, это лишь4% от всего оборота розничной торговли в России. В мире же этот показатель составляет 12%, а через два года должен достичь 18%. В отдельных странах показатели онлайн-торговли намного выше: в США уже 32% торговли обходится без посещения магазинов, в Китае – 26,8%.

В тех же Соединённых Штатах успех электронной торговли обеспечен удачным сочетанием небольших независимых магазинов, предлагающих уникальные товары по доступным ценам, гигантов вроде Amazon, ориентирующихся на большой ассортимент товаров массового потребления и скорейшую доставку до двери, и маркетплейсов, которые в себе объединяют имя и маркетинг лидеров отрасли с предложениями небольших онлайн-магазинов.

В России всё несколько иначе. В силу отсутствия достаточного количества товаров отечественного производства и высоких издержек бизнеса, значительную часть роста даёт трансграничная торговля. Сейчас уже сложно найти человека, который бы не сталкивался с покупкой товаров на том же AliExpress. А рост онлайн-продаж fashion-товаров обусловлен, в первую очередь, усилением позиции лишь одной компании Wildberries, чей оборот в прошлом году вырос на 72% с 69 млрд. до 118,7 млрд. рублей. Также картину рынка могут изменить новые проекты Сбербанка с Яндексом и Mail.ruс Alibaba. То есть, на формирование рынка влияют не компании, которые прошли долгий путь эволюции и уже набили многие шишки, наращивая инфраструктуру вместе со спросом на их услуги, а искусственно созданные лидеры. Стабильность таких проектов пока никто не может гарантировать.

Мировые лидеры решали возникающие проблемы постепенно: наращивали возможности складирования товаров, развивали логистику, модернизировали средства приёма платежей. Создание крупных компаний сразу же сталкивается с рисками: эффективные хранение и транспортировка требуют больших инвестиций, необходимость курьерам быть заодно и кассирами (а в случае продажи лекарств, курьеры теперь заодно должны быть фармацевтами) накладывает дополнительные издержки и не позволяет привлекать сторонних подрядчиков с курьерами. Плюс большие расстояния и пути сообщения, находящиеся не в лучшем состоянии.

Можно доставлять товары почтой - люди так и делают при заказе товаров заграницей (в январе 2019 года Почта России обработала на 25% посылок больше, чем годом ранее). Но ведь хочется всего и сразу, и желательно, чтобы не потеряли посылку по дороге. У нас решить проблему пытаются созданием больших складов («Утконос» для этого строит склад на 70 тыс. кв. м.), но при этом получаем другую проблему: излишнюю централизованность ведущих продавцов в московском регионе. Доставка в регионы, по-прежнему, остаётся проблемой, и создание маркетплейсов не решает эту проблему.

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) предлагает решить проблему развития традиционным для России способом: избавлением отечественных компаний от конкуренции. «Очень позитивно повлияет, если Роскомнадзор закроет полностью AliExpress как сайт, не соблюдающий законы РФ», - заявил глава АКИТ Алексей Федоров. В такой изоляции отечественные компании, конечно, будут обречены на успех. Но и развития не будет...

Если, всё-таки, у нас стоит задача хотя бы не отставать от мировых тенденций, в первую очередь, необходимо сделать упор на развитие логистики. В России должны появиться современные логистические центры по всей территории, где есть города. Причём это должны быть обязательно независимые логистические центры, которые будут оказывать услуги не только крупнейшим компаниям, но и всем желающим. Рассчитывать на то, что они появятся сами собой, не приходится: инвестиции в склады, предоставляющие моментальный доступ к произвольному товару, требуют построения бизнес-плана на много лет вперёд. А без госгарантий и многолетних субсидий частные инвесторы не решатся на такой рискованный шаг.

Развитие логистики выгодно по многим параметрам: оно создает рабочие места, спрос на высокотехнологичные решения для складов, поддерживает строительную отрасль и, естественно, развивает торговлю. А без каналов сбыта отечественные предприятия обречены на простой и бесконечное отставание от мировых лидеров.

Анна Вовк,
генеральный директор компании
ООО «Национальная Дистрибьюция»,
Председатель Комитета МТПП по развитию инвестсреды для бизнеса

Image

Комитеты Ассоциации «Российско-Турецкий диалог» наметили направления работы на 2025 год

18 декабря 2024 года в онлайн-формате прошло заседание Ассоциации «Российско-Турецкий диалог», на котором руководители профильных комитетов подвели итоги работы, отметили основные тренды в...

Image

ТПП РФ приглашает принять участие в конкурсе журналистов «Экономическое возрождение России» по итогам 2024 года

Торгово-промышленная палата Российской Федерации и Союз журналистов России приглашают журналистов, редакции и редакционные коллективы средств массовой информации...

Image

Виртуозы прогресса: объявлены победители XIV ежегодной Премии «Время инноваций»

В мире, где перемены происходят с неимоверной скоростью, каждое новое решение, каждая передовая технология — это не просто шаг вперед, а возможность для бизнеса не только выжить, но и процветать в...

Image

Итоговое заседание Нацсовета в 2024 году

11 декабря состоялось 86-е заседание Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. Участники рассмотрели вопросы реализации Стратегии развития Национальной системы квалификаций (НСК), использования...

Image

Объявлены победители конкурса СМИ

12 декабря состоялось торжественное награждение лауреатов и призеров VIII Конкурса для журналистов, СМИ и авторов социальных медиа «Национальная система...

Image

«Шуйские ситцы»: здоровая конкуренция на выставке TEXTILE&HOME – это классно!

На прошедшей выставке «TEXTILE&HOME-2024.Осень» посетители смогли увидеть уникальное по своей структуре пространство – Тренд-зону, созданную для раскрытия трендов и проведения мероприятий деловой программы....

Image

Мы с вами формируем будущее страны

С такими словами обратился к участникам Форума «Мой Бизнес. Открывая новые горизонты» депутат Госдумы, певец, автор-исполнитель, поэт, актёр и музыкальный продюсер Денис...

Image

Как использовать IT-технологии в бизнесе обсудят участники Форума «Мой Бизнес. Открывая новые горизонты»

Форум пройдет 14 декабря в Москве по адресу: Гоголевский бульвар, 8, Арт Холл Музосфера. Начало – в 12.00. К участию приглашаются самозанятые и предприниматели Московской...

Image

Вице-президент ТПП РФ Вадим Чубаров выступил на семинаре о медиации в Калуге

В Правительстве Калужской области состоялся семинар «Медиация как эффективный механизм урегулирования предпринимательских споров». В нем участвовали представители ТПП...

Image

Завершился цикл бизнес-визитов к предпринимателям Подмосковья

Данный проект организован центром «Мой бизнес» Московской области в рамках реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство», который инициировал Президент России и проходил с 25 ноября по 5 декабря 2024 года....

Image

«ИНТЕРТКАНЬ-2025.Весна» приглашает на семинар «Эффективное участие в выставке»

30 января в Москве состоится семинар-интенсив «Эффективное участие в выставках», который будет организован дирекцией выставки совместно с агентством выставочного консалтинга «ЭкспоЭффект». Проведет...

Image

Финальная пресс-конференция — 2024

12 декабря в 11:00 (мск) Национальное агентство развития квалификаций проведет пресс-конференцию, посвященную итогам 2024 года. Также на мероприятии состоится награждение победителей и призеров VIII Конкурса для журналистов, СМИ и авторов социальных медиа...

Image

VII Международный форум «Малоэтажная Россия – 2024»

11 декабря 2024 года в 10.00 в Конгресс-центре ТПП РФ (ул. Ильинка, д. 6, стр. 1) состоится пленарное заседание VII Международного форума «Малоэтажная Россия — 2024» по теме «Развитие индивидуального жилищного строительства в рамках...

Image

Масштабная отраслевая выставка АГРОС 2025 Запланируйте посещение на все три дня, чтобы успеть всё!

22-24 января 2025 года, в Москве, в МВЦ «Крокус Экспо», при активном участии профильных департаментов Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и ведущих отраслевых...

Image

ЛЕОВИТ инвестирует 1,8 млрд. рублей в новый завод по производству лечебного питания

Российская компания «ЛЕОВИТ» в 2025 году запустит в Рязанской области завод по производству специализированного лечебного и профилактического...

Image

Открыта онлайн-регистрация посетителей на юбилейные летние выставки Rosmould | Rosplast | 3D-TECH 2025

Шесть месяцев осталось до открытия юбилейных промышленных выставок индустрии пресс-форм и штампов и полимерной отрасли Rosmould и Rosplast, которые пройдут в Москве 17-19 июня...

Image

Сила бизнеса — в обмене опытом: IX Ежегодный Форум «Время инноваций» состоится в Сочи

В современном мире, стремительно меняющемся под воздействием передовых технологий и глобальных вызовов, важность внедрения инноваций становится более очевидной, чем когда-либо. Инновации — не...

Image

Эксперт ТПП РФ Ольга Чернокоз: сейчас нужно развивать собственные тематические медиа, которые не будут зависеть от других площадок

Дзен Новости представили нейродайджест, который вызвал интерес и дискуссии среди специалистов в области медиа. В официальных письмах,...

Актуальные комментарии